В Ярково каждый житель относится к ней с глубоким почтением и уважением. А что может быть для педагога ценнее, чем долгая память учеников. Ярковчанка Полина Огорелкова заслужила это любовью к детям, преданностью к делу, честным отношением к профессии, да и всей своей долгой жизнью. Недавно эта удивительная женщина отметила юбилей. Ей исполнилось 90 лет.

Родилась Полина в деревне Кобылино бывшего Байкаловского района в далёком 1932 году в крестьянской семье. Судьба складывалась непросто. Детство и юность Полины пришлись на военное и послевоенное время. Полуголодная, как многие дети того времени, она тем не менее с охотой ходила в школу. Деревня была небольшой, и детям приходилось пешком ходить в соседнюю Липовку в начальную школу. «В классе книги были только у учительницы, и дети по очереди подходили к столу читать букварь. Техника чтения у детей была плохо развита. Читать нечего. Письменных принадлежностей тоже не было. Тетради сшивали из газет, писали на старых книгах. Чернила делали из краски, свёклы, сажи. Ручки были деревянные с пером из жести. В зимнее время готовили уроки при ламповом освещении, при лучине, – вспоминает моя собеседница. – Я училась старательно. Помню, нам, лучшим ученикам класса, к октябрьскому празднику дали премию – по две тетради и по два простых карандаша. О таком богатстве можно было только мечтать».

После окончания начальной школы Полина стала работать в колхозе. Дети работали наравне с взрослыми, выполняя норму 500 снопов ржи, 600 – пшеницы или овса. Осенью мама отправила её учиться в Бачелинскую школу. И здесь она показывала хорошие результаты в учёбе: аккуратные тетради полные пятёрок постоянно попадали на выставки. За отличную учёбу её поощряли премиями.

Полина мечтала стать педагогом. И добилась своего. В 1951 году, после окончания семилетней школы поступила в Тобольское педагогическое училище. В 1955 году Полина получила диплом учителя начальных классов. Её направили на работу в деревню Вата Сургутского района. Здесь и началась её трудовая биография, закладывалось мастерство учителя.

Вата стояла в глухом лесу на берегу Старицы – притока реки Оби. Лес – дремучие вековые кедрачи – начинался сразу за деревенскими огородами. В этот медвежий угол были загнаны ссыльные, они и составляли большинство жителей деревни. Основным занятием населения была рыбная ловля. Добраться до деревни летом могли только на попутном катере, который приходил из сургутского рыбзавода за уловом. Зимой передвигались от полустанка до полустанка на перекладных экипажах с колокольчиками. Езда называлась «по верёвочке». На каждом полустанке – станционный смотритель. Как правило, это семья, в избе которой можно было переночевать на нарах, укрывшись своим тулупом. На стене висел листок с указанием тарифа на чай, хлеб, порцию пельменей, ухи, строганины. От Ваты до Сургута надо было ехать трое суток: не было ни путей, ни дорог, ни электролиний. Пассажирский пароход Тюмень – Нижневартовск шёл неделю, пыхтя дымом.

Полину, молодую учительницу, выбрали секретарём комсомольской организации. Комсомольцы проводили собрания, организовывали воскресники по вкапыванию опор для электро- и радиопроводов. Когда в деревне появилось электричество, а потом и проводное радио, радость жителей была неописуемой.

Здесь, на севере, Полина встретила своего будущего мужа. Геннадий был самый видный парень в деревне – статный, сильный, и прозвище соответствующее – Тарзан. Началась семейная жизнь. «Любил он меня страстно. На руках носил в прямом и переносном смысле. Не уходил ни на работу, ни на рыбалку, ни на охоту, не поцеловав меня, да непременно в губы, – вспоминает Полина Матвеевна. – Так и жили, душа в душу».

В 1963 году лесоучасток закрыли, так как строевой лес вокруг и около деревни весь вырубили. Люди стали разъезжаться. Мы с мужем выбрали Ярково.

Геннадий был отличным сварщиком, заядлым рыбаком и охотником. Полина работала в школе. «В то время в Ярковской школе не было свободного места для учителя начальных классов. Сначала приходилось заменять учителей, потом дали работу заведующей детским садом на льнозаводе, а когда в Южаковской начальной школе освободилось место учителя начальных классов, меня перевели работать в школу, – продолжает рассказ Полина Матвеевна. – Через три года малокомплектные школы стали закрывать, и мне предложили место воспитателя в Ярковском пришкольном интернате. В трёх зданиях интерната размещалось 207 учащихся 4-10 классов. Ребята приезжали из разных деревень района на всю учебную неделю. За мной было закреплено здание № 2, где проживали 80 мальчиков. Ночные няни в интернате не были предусмотрены, и вся ответственность ложилась на плечи воспитателя». Кроме основной работы Полина Матвеевна параллельно много лет вела уроки изобразительного искусства в 4-6 классах, занималась оформительской работой, состояла в профкоме школы.

До заслуженного отдыха проработала Полина Огорелкова в Ярковской средней школе. Выпустила в жизнь много учеников, дала им знания, воспитала в них лучшие человеческие качества. Добилась полного взаимопонимания с учащимися. Её любили ученики, ценили и уважали коллеги, жители села. Многолетний добросовестный труд Полины Матвеевны отмечен многочисленными наградами, почётными грамотами. Говорят, те, кто отдал жизнь школе, остаются учителями навсегда, Полина Огорелкова доказала это всей своей жизнью.

В её судьбе случилось так, что в своём уютном домике, наполненном вещами, сделанными её руками, она осталась одна. Рядом не стало любимого и родного человека, который бы поддержал и был надёжной опорой. Некоторые в такой ситуации замыкаются в себе, держат боль одиночества спрятанной внутри. Но Полина Огорелкова не из тех, кто сидит дома наедине со своими неприятностями, она активная участница художественной самодеятельности, много лет руководила клубом одиноких ветеранов «Азарт». Полина Матвеевна и сейчас пишет стихи и юморески, ведёт активную переписку с такими же пожилыми людьми из разных регионов.

Полина Матвеевна счастлива, что её жизнь сложилась именно таким образом. У неё две прекрасные дочери: Лидия и Альбина, которые окружают её заботой и вниманием. Внуки обзавелись семьями и подарили правнуков. Полина Матвеевна счастливая мама, бабушка и прабабушка.

Полине Матвеевне – 90 лет, возраст солидный, почтенный, зрелый. Пожелаем юбилярше долгих спокойных, счастливых лет, доброго здоровья и отличного настроения.