Все мы – дети природы, и с малых лет должны любить и оберегать её, разумно пользоваться природными богатствами. Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, познакомить детей с миром природы, дать им необходимые знания о ней и вырастить доброго друга природы. Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы, она требует от руководителя глубоких знаний, творчества, желания и умения работать во внеурочное время с детьми. Поэтому такое направление деятельности имеется далеко не в каждой школе.

Мы побывали в школьном лесничестве «Зелёный патруль» на базе Варваринской средней школы. Создано оно в 2012 году с целью воспитания у учащихся бережного отношения к природе, углубления знаний о лесном хозяйстве и экологии, для оказания практической помощи шефствующему предприятию – лесхозу. Под руководством талантливого педагога и организатора Алии Шамитовой ребята изучают лесное дело, организуют экологические акции и беседы с населением, участвуют в походах, проводят исследовательские работы.

За десять лет существования школьного лесничества его состав менялся и дополнялся. В настоящее время в него входят 20 юных лесников в возрасте от 7 до 16 лет. Вся работа идёт по плану, составленному советом школьного лесничества с участием руководства школы. Программа занятий планируется в зависимости от сезона года. Зимние месяцы используются, в основном, для теоретических занятий, а в летнее время школьники занимаются практической работой. «Мы не ограничиваемся занятиями в классах, – рассказывает Алия Алеевна. – Приобретённые в стенах школы теоретические знания ребята оттачивают на практических занятиях на школьном участке и в питомнике ООО «ЛП «Варвара». Курирует нашу работу участковый лесничий Маранского лесничества Александр Абышев.Он постоянно интересуется деятельностью нашей организации и оказывает содействие».

«Создавая школьное лесничество, приоритетной для нас была практическая деятельность учащихся, – продолжает Алия Шамитова. – Она объединяет трудовое воспитание, природоохранную работу, формирует интерес к биологическим знаниям, способствует углублению этих знаний, вырабатывает навыки коллективного труда, развивает творческую инициативу. Члены школьного лесничества с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное – пользу и востребованность их усилий. Всю работу школьники выполняют с любовью. Это – самое важное. Осенью и весной девочки и мальчики проводят экологические субботники по уборке леса от мусора, летом часто ходят на экскурсию в лес, где наблюдают за растениями и животными, занимаются охраной муравейников, работают на питомнике. Зимой изготавливают кормушки для птиц, а весной–скворечники. Проведением акций мы стараемся привлечь внимание детей и взрослых к проблемам экологии. В результате у жителей нашего села меняются взгляды на отношение к лесу и природе».

Ребята с увлечением рассказывали нам о своей работе. «Мы заготавливаем лекарственное сырьё и занимаемся сбором семенного материала сосен и елей, выращиваем сеянцы и саженцы, которые потом используем при озеленении памятных мест села, – делится Риян Шамитов. – У нас на участке растут саженцы 155 сосен, 3 дубов, 62 кедров. На «Аллее выпускников» у нас подрастают сосенки, посаженные первыми выпускниками, которые окончили школу 40 лет назад. А ещё на участке школьного лесничества растут три кедрача, которые мы посадили вместе со знаменитым российским ультрамарафонцем Эдуардом Цвигуном».

Члены школьного лесничества «Зелёный патруль» активно участвуют не только в благоустройстве лесных угодий и озеленении родного села, но и работают над исследовательскими проектами. Свои творческие возможности члены школьного лесничества успешно реализуют, участвуя в конкурсах разного уровня. Деятельность юных лесничих не раз отмечалась наградами. «Зелёный патруль» – участник региональных слётов школьных лесничеств области. Школьное лесничество объединяет трудовое воспитание, природоохранную работу и профориентацию учащихся. Всё, что делают ребята, имеет огромную важность. Воспитать в себе потребность помогать слабым, беречь и любить природу, иметь чувство ответственности и причастности к её судьбе – это ли не главное в жизни человека.

«Зелёный патруль» контролирует процесс роста саженцев