Вчера православные христиане праздновали Крещение Господне. О том, что значит эта дата для верующих людей, и что такое вера для наших современников, мы побеседовали с настоятелем храма Богоявления Господня в Ярково, иереем Александром КРИВОНОГОВЫМ.
— Отец Александр, какое значение для православных имеет Крещение Господне? Это возможность набрать святой воды, искупаться в иордани или нечто иное?
— Главное для всех верующих в любых православных праздниках – это возможность прийти в храм, возможность молитвы и участия в церковном таинстве. Это возможность отвлечься от мирской суеты и, как бы это пафосно ни звучало, возможность встречи с Богом. Я часто спрашиваю у людей, пришедших в храм на Рождество, Крещение, Пасху или любой другой праздник, зачем они сюда пришли. Обычный ответ – что-то вроде дани традиции.
Конечно, далеко не все люди сейчас воцерковленные, но хорошо, что они хотя бы в праздничные дни посещают храмы, где у них есть возможность приобщиться к вере. Кстати, вплоть до пятого века Крещение называлось по-иному – Богоявление Господне. В дальнейшем эти праздники разделились, и лишь в армянской апостольской церкви эта дата до сих пор едина. Поэтому для меня и других православных христиан Крещение – это день, когда происходит встреча смертного с Богом.
— Однажды мне довелось беседовать с имамом. В разговоре он посетовал на то, что в последнее время приток мусульман-прихожан в мечети снизился, да и в целом на пятничные намазы стало приходить меньше людей. А как обстоят дела с этим в приходах Русской православной церкви? Не снизился ли приток прихожан в храмы?
— Касаемо нашего храма, я бы не сказал, что наблюдается какой-либо отток. Напротив, у нас появляются новые, молодые лица. Но, в целом же, какого-то массового притока прихожан, притока в православие сейчас не наблюдается. При этом, если углубляться в историю, трудно найти период массового крещения людей – это было разве что в момент крещения Руси князем Владимиром…
— Хорошо, а в перестроечное время?
— Тогда во многом это было не приобщение к Богу, а дань моде. Ведь кто такой по-настоящему верующий христианин? Это тот, кто умеет молиться, работать над собой, каяться в своих грехах и совершать добрые дела. Согласитесь, что это тяжелая работа и далеко не каждый из наших современников способен на такое.
— Недавно прочел книгу Льва Гумилева «От Руси к России». В ней автор сделал вывод о том, что становление российского суперэтноса состоялось благодаря православной вере. Может ли, на ваш взгляд, вера в Бога в наши дни послужить новым пассионарным толчком в развитии современного российского общества?
— Если говорить о выводах Льва Гумилева, то я с ним полностью согласен. Ему вторят и многие другие авторы, в частности, философ Иван Ильин и писатель Федор Достоевский. Если посмотреть на отечественную историю непредвзято, то можно увидеть, что решающую роль в становлении России, становлении нации действительно сыграло православие. Более того, именно православие сыграло главную роль в становлении всей русской цивилизации или, как сейчас принято говорить, русского мира.
Конечно, в нашей истории было всякое. И во времена Руси, Московского княжества, Российской империи и Советского Союза. Много было как светлых, так и темных пятен. Чего стоит один лишь 1612 год, когда страна стояла на волосок от гибели всей государственности в целом. Но, благодаря Церкви и чуду, связанному с иконой Казанской Божьей матери, мы не потеряли страну.
Что касается вашего вопроса, то я не знаю, сможет ли православие стать причиной нового пассионарного толчка. Пока что, к сожалению, я наблюдаю обратное. На мой взгляд, сегодня в обществе преобладают люди, главными для которых являются отнюдь не какие-либо объединяющие идеи. В наше время все большее количество людей стремится к личному благополучию, говоря словами Гумилева, становится все больше супассионариев.
— Довелось однажды услышать от одного молодого человека следующее «изречение»: «Жить без Бога лучше! Греши направо и налево, и не парься!». Конечно, я вступил с ним в полемику, пытаясь доказать его неправоту. А что ответили бы вы этому юноше?
— Этот молодой человек все-таки признает идею Бога: раз без него хорошо, значит, он есть. Подобные утверждения в наше время являются довольно популярными в обществе. Почему без Бога жить лучше? Потому что в этом случае можно поступать, как я хочу, как мне заблагорассудится. Очень многие живут сегодня по принципу «чтобы у нас все было и нам ничего за это не было». Но я все же убежден, что где-то в недрах нашего народа теплятся идеи богоискательства и поиска правды. Пока же, к сожалению, западные идеи жизни ради благ и удовольствия проникают в наше общество все глубже и глубже.
— Можно что-либо противопоставить этому?
— Каждому из нас надо начинать с себя. Тренировать волю, трудиться, заботиться о семье. И, конечно же, верить в Бога.
— Церковные праздники, такие, как Рождество, Крещение, Пасха, помогут людям обрести себя?
— Безусловно.