— Елена Александровна, о какой профессии Вы мечтали в детстве?
— О профессии учителя. Я мечтала о ней с самого раннего детства и другой профессии себе даже не представляла. Я осознанно выбрала специальность «Учитель изобразительного искусства и черчения».
— Совершенствуете ли Вы полученные знания в настоящее время?
— Сейчас только самообразование. Ставить перед собой задачи для предстоящей работы должен каждый педагог, а художник – осваивать новые техники, материалы. Такой подход обеспечивает постоянный приток свежих знаний и совершенствование навыков.
— Елена Александровна, как появилась идея открыть свою студию?
— Родители бывших и настоящих учеников стали моим стимулом и вдохновением. Творчество в моей жизни присутствовало всегда и во всём. Искусство – это то, благодаря чему я до сих пор непрерывно развиваюсь и открываю мир для себя. Мне удалось соединить два любимых дела: работу с детьми и рисование. И теперь это часть моей жизни.
Свою карьеру я начинала учителем в городской школе, а в 1997 году приехала в Ярково, влилась в замечательный коллектив Дома Детского Творчества.Потом был перерыв, думала кардинально поменять работу. Но звонили родители, просили взять детей на домашнее обучение. И вот прошло какое-то время, я вновь вернулась к своей прежней деятельности.Пользуясь случаем, хотела бы выразить слова благодарности родителям, которые помогли в открытии изостудии и, конечно же, Сергею Иванову за предоставленное помещение.
— С какого возраста дети занимаются в изостудии? К каждому ли нужен особый подход?
— На данный момент я веду группы, где есть школьники и ребята пяти-шести лет. У каждого возраста свои психологические особенности и соответствующие «секреты» обучения. Главное, что ученики доверяют мне. Дети всегда лучшевоспринимают знания, когда они увлечены вместе с наставником.
— Какие качества Вы цените в учениках?
— Трудолюбие. Без него никуда. Нельзя творить, нарисовав только одну картину. Некоторые ребята работают не только на занятиях, но и сами ищут и просят темы для заданий. Мне нравится нестандартность мышления, которую дети проявляют в своём творчестве. У младших школьников огромное преимущество: свободное от рамок мышление, ярче фантазия, меньше барьеров. Они смело строят, пишут, режут, чертят, лепят и пробуют новые техники.
«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», – говорил Пабло Пикассо. Однако, у старшеклассников более серьёзный и вдумчивый подход к делу. В дальнейшем те, кто был заинтересован живописью, графикой, историей искусств, переходят к профессиональному обучению.
— Многие не хотят начинать с академических азов, не хотят рисовать куб, линии – то, с чего все обычно начинают, потому что это кажется монотонным.
— Существует миф, что рисование – это легко. Это, объёмный, трудный материал, при этом некоторые думают, что этот участок можно проскочить и особо не напрягаться. Да, я постоянно доказываю, что знания в математике, физике, истории, географии и даже биологии очень важны для тех, кто считает себя художником.
— Чему Вас научили подопечные?
— Дело в том, что я сама многое делаю автоматически –какую кисть надо взять, какие краски и в какой пропорции смешивать. В работе с учениками важно терпение, нужно рассказать всё до мелочей, разложить всё по полочкам, объяснить, что к чему. На самом деле, это не так-то просто. То, что ясно мне, для кого-то – целая наука. Таким образом, благодаря своим ученикам, я формирую более осознанный подход ко многим техническим моментам в рисовании.
— Какие качества стараетесь привить ученикам?
— Хочу, чтобы мои воспитанники научились рисовать и смотреть на мир по-иному, видеть красоту в простых вещах. Я стараюсь учить мыслить. Это умение посредством рисования обязательно пригодится детям в других сферах деятельности. Кроме того, занятия в изостудии помогают ребёнку не только развить творческие способности, но и испытать ситуацию успеха, получить разнообразный социальный опыт, взаимодействовать со сверстниками.
— Елена Александровна, можно ли научить рисовать человека, у которого вообще нет к этому склонностей?
— Определённый талант есть у всех. Проблема в том, что его нужно вовремя увидеть в ребёнке, развить и направить в правильное русло. Талант – это малая доля, большую составляет трудолюбие и желаниедобиться успехов в искусстве. Для этого нужны регулярные занятия, «набивка руки», получение знаний и много упорного труда.
— Вы требовательный педагог?
— Я не назову себя строгой, но у меня высокие требования к ученикам. Я сама руководствуюсь правилом «Если делаешь – делай хорошо» и стараюсь передать это детям.
— Что любите в своей работе?
— Общение с детьми – они все особенные, каждая новая группа отличается от предыдущей. Сегодняшние мои ученики – это уже дети моих бывших учеников. Мы общаемся, ищем новое в обыденном, учимся замечать удивительное в скучном, а потом творим. Занятия рисованием не обязательно сделают всех детей великими художниками, они самовыражаются через свои работы.
Рисующие дети – маленькие творцы своего мира. Ребёнок рисует то, что видит вокруг себя, что чувствует, что подсказывают ему воображение и фантазия. Понимание того, что я могу выявлять любовь детей к творчеству, развивать их способности, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье, делает меня счастливым человеком.
А ещё меня радует отдача от моей работы, когда мои ученики приезжают ко мне через много лет, рассказывают о своей жизни и профессиональной деятельности. Многие из них стали талантливыми специалистами.
— Ваши пожелания ученикам.
— Меня, как любого педагога, радуют успехи ребят. Я желаю им не останавливаться на достигнутом. Не стесняться любимого дела. Идти вперёд, быть смелыми и просто хорошими людьми.
