Ярковский образцовый ансамбль народного танца «Калинка» отметил свой 50-летний юбилей. Для творческого коллектива – это огромный срок. За полвека ансамбль вырос из обычного танцевального кружка при районном доме культуры до коллектива, который хорошо знают и в Тюменской области, и в России. Огромное количество наград было завоевано на самых разных сценах страны.
Конечно, трудно сравнивать творчество «Калинки» нынешней и той, что была несколько десятков лет назад. Тогда танцы исполнялись исключительно под аккомпанемент баяна – бессменным концертмейстером долгие годы служил Михаил Важенин. Костюмы были поскромнее, и сцена поменьше. Сейчас любой танцевальный номер «Калинки» – это законченная композиция со светомузыкальным сопровождением, использованием различных атрибутов и, без преувеличения, с шикарными костюмами. В этом зрители могли еще раз убедиться на большом гала-концерте, который ансамбль дал в честь своего юбилея. Также в фойе Ярковского ЦКД можно было познакомиться с историей коллектива, посмотреть сценические костюмы, узнать, где и в каких композициях они использовались.
В этот день поздравления и заслуженные награды принимал и сам ансамбль, и его педагоги: основатель коллектива, заслуженный работник культуры России Людмила Антпина, нынешние наставники юных танцоров – Ирина Федорова, Надежда Омельченко, Ольга Дружинина – в настоящее время она не работает с основным составом «Калинки», но руководит танцевальным коллективом «Стиль», где занимаются выпускницы «Калинки» разных лет. Танцы они не бросили до сих пор. Это ли не подтверждение тому, что любовь к танцевальному искусству «Калинка» прививает всерьез и надолго?
Сейчас в коллективе занимается 136 человек в возрасте от 6 до 17 лет. На гала-концерте все группы показали итог своих долгих репетиций и большого труда. Танцевали и малышки, и средние группы, выпускницы 2021 года и даже выпускницы прошлых лет. Многие из них уже давно живут в Тюмени, но почти всю зиму находили время приезжать на репетиции в Ярково. Был даже великолепный балетный номер. Восторженные зрители сопроводили финальный номер концерта овацией.
Людмила Антипина – заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин Ярковского района, основатель ансамбля «Калинка»
—Людмила Петровна, как все начиналось?
— В 1971 году я приехала в Ярково. Сначала работала методистом районного дома культуры. Затем перешла в отдел культуры и параллельно начала вести танцевальный кружок. Так как село незнакомое для меня, новое, то набрать в кружек участников сразу было трудно. Первую участницу привела на занятие директор библиотеки, а она позвала свою подружку. Так родился первый танец для двух человек. Костюмы шила сама.
Затем постепенно состав кружка расширялся. Ставили танцы, выступали и через десять лет уже получили звание детского образцового любительского коллектива. Занимались в фойе старого дома культуры. Ярковчане приходили на киносеанс, ходили буквально между танцорами. Но занятия все равно были плодотворными.
— Шли годы. Вы целенаправленно готовили себе смену из воспитанниц «Калинки»?
— Нет. Такую задачу себе никогда не ставила. Конечно, девочки-выпускницы, которые планировали поступать в учебные заведения культуры, спрашивали совета. Но загадывать, что они вернутся в родной коллектив после учебы, было трудно. И я очень рада тому, что мои воспитанницы вернулись в Ярково, работали и продолжают работать в ансамбле. Это и Ольга Дружинина, и Надежда Омельченко, и Наталья Сидоренко, и Ирина Федорова, которая сейчас руководит коллективом. Наверно у меня получилось привить им любовь к народному танцу.
— Людмила Петровна, в «Калинке» всегда не хватало мужской половины. Не шли мальчишки в танцевальный кружок?
— Ребята приходили, занимались, участвовали в постановках. Конечно, массовости, такой как у девочек, не было, и тому есть причина. У мальчишек и педагог должен быть мужчина. Это разные стили обучения, занятий. Уроки у мужского и женского коллективов должны проходить раздельно, а совместно – только постановочные репетиции танцев. Вот потому у нас в ансамбле в основном девочки. В основном, потому что в разные годы занимались и целые группы мальчишек.
— Как оцениваете современное творчество «Калинки»?
— Конечно, очень рада каждому успеху, каждой награде ансамбля. Спасибо Ирине Федоровой, что вывела коллектив на такой высокий уровень. До сих пор я с удовольствием хожу на репетиции, сижу в зале, сопереживаю. И готова это делать хоть каждый день.
— Спасибо, Людмила Петровна,с юбилеем вас и ваш коллектив!
Ирина Федорова – руководитель ансамбля «Калинка»
— Ирина Васильевна, вы занимались в коллективе все свои школьные годы. Когда вы поняли, что посвятите ансамблю профессиональную деятельность?
— Самое интересное, что в школьные годы я мечтала стать врачом. Но поступить в медицинский вуз не получилось, тогда Людмила Петровна посоветовала поступить в Тобольское училище им. Алябьева. И вот я стала хореографом.
Когда училась, говорила, что никогда не буду работать с детьми, что никогда не поеду работать в село, что не буду работать с самодеятельными коллективами. И вот… Такие они – юношеские противоречия. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
— И уже в «Калинке» в качестве хореографа…?
— Почти 20 лет.
— Коллектив непрофессиональный, детский. Сначала надо научить элементарным танцевальным движениям. Трудно работать с детьми?
— Не только я, все кто работает с детьми, скажет – да. И добавит – очень. Необходимо воспитать у ребенка внутреннюю самоорганизацию, самодисциплину, ответственность. Иначе просто ничего не получится. Трудность состоит еще и в том, что дети оканчивают школу, уезжают на учебу, меняют место жительства. И снова надо обучать азам малышей, вводить новые составы в танцевальные композиции… А через какое-то время все повторяется. И надо повышать уровень, стремиться к новому. Как мне кажется, мы ушли от обычной сельской самодеятельности, и очень не хочется снова в нее «скатиться». Сейчас мы конкурируем с городскими школами искусств, например, и это очень приятно. Но и очень трудно.
— Как рождаются танцы? Их «рисунки» берете из интернета, из специальной литературы? Сами придумываете?
— Из интернета однозначно ничего не берем. Это нельзя делать с точки зрения профессиональной этики. Единственное, чем могут пользоваться коллективы, подобные нашему, это творчество Надежды Надеждиной – ансамбль «Березка», это творчество Игоря Моисеева и его ансамбля, Татьяны Устиновой – хор им. Пятницкого, его хореографическая группа. Это признано народным достоянием, и с целью сохранения традиций мы можем использовать их наследие.
Танцы рождаются сначала в голове, затем делаем их рисунок на бумаге, а уж потом ставим на сцене. Но любая танцевальная композиция это не «застывший» элемент. Иногда в танцы вносятся изменения на протяжении всего времени,пока номер в программе.
— Спасибо, Ирина Васильевна, и дальнейшего вам творческого роста!