Ярковский образцовый ансамбль народного танца «Калинка» отметил свой 50-летний юбилей. Для творческого коллектива – это огромный срок. За полвека ансамбль вырос из обычного танцевального кружка при районном доме культуры до коллектива, который хорошо знают и в Тюменской области, и в России. Огромное количество наград было завоевано на самых разных сценах страны.

Конечно, трудно сравнивать творчество «Калинки» нынешней и той, что была несколько десятков лет назад. Тогда танцы исполнялись исключительно под аккомпанемент баяна – бессменным концертмейстером долгие годы служил Михаил Важенин. Костюмы были поскромнее, и сцена поменьше. Сейчас любой танцевальный номер «Калинки» – это законченная композиция со светомузыкальным сопровождением, использованием различных атрибутов и, без преувеличения, с шикарными костюмами. В этом зрители могли еще раз убедиться на большом гала-концерте, который ансамбль дал в честь своего юбилея. Также в фойе Ярковского ЦКД можно было познакомиться с историей коллектива, посмотреть сценические костюмы, узнать, где и в каких композициях они использовались.

В этот день поздравления и заслуженные награды принимал и сам ансамбль, и его педагоги: основатель коллектива, заслуженный работник культуры России Людмила Антпина, нынешние наставники юных танцоров – Ирина Федорова, Надежда Омельченко, Ольга Дружинина – в настоящее время она не работает с основным составом «Калинки», но руководит танцевальным коллективом «Стиль», где занимаются выпускницы «Калинки» разных лет. Танцы они не бросили до сих пор. Это ли не подтверждение тому, что любовь к танцевальному искусству «Калинка» прививает всерьез и надолго?

Сейчас в коллективе занимается 136 человек в возрасте от 6 до 17 лет. На гала-концерте все группы показали итог своих долгих репетиций и большого труда. Танцевали и малышки, и средние группы, выпускницы 2021 года и даже выпускницы прошлых лет. Многие из них уже давно живут в Тюмени, но почти всю зиму находили время приезжать на репетиции в Ярково. Был даже великолепный балетный номер. Восторженные зрители сопроводили финальный номер концерта овацией.

Людмила Антипина заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин Ярковского района, основатель ансамбля «Калинка»

Людмила Петровна, как все начиналось?

— В 1971 году я приехала в Ярково. Сначала работала методистом районного дома культуры. Затем перешла в отдел культуры и параллельно начала вести танцевальный кружок. Так как село незнакомое для меня, новое, то набрать в кружек участников сразу было трудно. Первую участницу привела на занятие директор библиотеки, а она позвала свою подружку. Так родился первый танец для двух человек. Костюмы шила сама.

Затем постепенно состав кружка расширялся. Ставили танцы, выступали и через десять лет уже получили звание детского образцового любительского коллектива. Занимались в фойе старого дома культуры. Ярковчане приходили на киносеанс, ходили буквально между танцорами. Но занятия все равно были плодотворными.

— Шли годы. Вы целенаправленно готовили себе смену из воспитанниц «Калинки»?

— Нет. Такую задачу себе никогда не ставила. Конечно, девочки-выпускницы, которые планировали поступать в учебные заведения культуры, спрашивали совета. Но загадывать, что они вернутся в родной коллектив после учебы, было трудно. И я очень рада тому, что мои воспитанницы вернулись в Ярково, работали и продолжают работать в ансамбле. Это и Ольга Дружинина, и Надежда Омельченко, и Наталья Сидоренко, и Ирина Федорова, которая сейчас руководит коллективом. Наверно у меня получилось привить им любовь к народному танцу.

— Людмила Петровна, в «Калинке» всегда не хватало мужской половины. Не шли мальчишки в танцевальный кружок?

— Ребята приходили, занимались, участвовали в постановках. Конечно, массовости, такой как у девочек, не было, и тому есть причина. У мальчишек и педагог должен быть мужчина. Это разные стили обучения, занятий. Уроки у мужского и женского коллективов должны проходить раздельно, а совместно –  только постановочные репетиции танцев. Вот потому у нас в ансамбле в основном девочки. В основном, потому что в разные годы занимались и целые группы мальчишек.

— Как оцениваете современное творчество «Калинки»?

— Конечно, очень рада каждому успеху, каждой награде ансамбля. Спасибо Ирине Федоровой, что вывела коллектив на такой высокий уровень. До сих пор я с удовольствием хожу на репетиции, сижу в зале, сопереживаю. И готова это делать хоть каждый день.

— Спасибо, Людмила Петровна,с юбилеем вас и ваш коллектив!

Ирина Федорова – руководитель ансамбля «Калинка»

— Ирина Васильевна, вы занимались в коллективе все свои школьные годы. Когда вы поняли, что посвятите ансамблю профессиональную деятельность?

— Самое интересное, что в школьные годы я мечтала стать врачом. Но поступить в медицинский вуз не получилось, тогда Людмила Петровна посоветовала поступить в Тобольское училище им. Алябьева. И вот я стала хореографом.

Когда училась, говорила, что никогда не буду работать с детьми, что никогда не поеду работать в село, что не буду работать с самодеятельными коллективами. И вот… Такие они – юношеские противоречия. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.

— И уже в «Калинке» в качестве хореографа…?

— Почти 20 лет.

— Коллектив непрофессиональный, детский. Сначала надо научить элементарным танцевальным движениям. Трудно работать с детьми?

— Не только я, все кто работает с детьми, скажет – да. И добавит – очень. Необходимо воспитать у ребенка внутреннюю самоорганизацию, самодисциплину, ответственность. Иначе просто ничего не получится. Трудность состоит еще и в том, что дети оканчивают школу, уезжают на учебу, меняют место жительства. И снова надо обучать азам малышей, вводить новые составы в танцевальные композиции… А через какое-то время все повторяется. И надо повышать уровень, стремиться к новому. Как мне кажется, мы ушли от обычной сельской самодеятельности, и очень не хочется снова в нее «скатиться». Сейчас мы конкурируем с городскими школами искусств, например, и это очень приятно. Но и очень трудно.

— Как рождаются танцы? Их «рисунки» берете из интернета, из специальной литературы? Сами придумываете?

— Из интернета однозначно ничего не берем. Это нельзя делать с точки зрения профессиональной этики. Единственное, чем могут пользоваться коллективы, подобные нашему, это творчество Надежды Надеждиной – ансамбль «Березка», это творчество Игоря Моисеева и его ансамбля, Татьяны Устиновой – хор им. Пятницкого, его хореографическая группа. Это признано народным достоянием, и с целью сохранения традиций мы можем использовать их наследие.

Танцы рождаются сначала в голове, затем делаем их рисунок на бумаге, а уж потом ставим на сцене. Но любая танцевальная композиция это не «застывший» элемент. Иногда в танцы вносятся изменения на протяжении всего времени,пока номер в программе.

 — Спасибо, Ирина Васильевна, и дальнейшего вам творческого роста!