В школах района началась завершающая четвертая четверть. При этом в классах нет детей, в коридорах непривычно тихо и пустынно: страна – в самоизоляции. Такая мера на самом деле – вовсе не каникулы, как поначалу показалось многим. Учебный процесс продолжается, но уже с применением дистанционных технологий. О нюансах этой деятельности рассказывает начальник управления образования администрации Ярковского района Людмила Ершова.

— В течение первой недели эпидрежима, объявленного еще до наступления каникул, – говорит Людмила Анатольевна, – педагогическое сообщество района искало доступные и эффективные пути работы в онлайн-формате. Сейчас, я считаю, подобная форма обучения налажена у нас на достаточно хорошем уровне с помощью всех доступных в наших условиях способов. Педагоги района используют такие образовательные многофункциональные платформы, как «Учи.ру», «Яндекскласс», Единая система «Электронная школа Тюменской области», «Российская электронная школа». Каждая из них включает в себя возможность обучения в онлайн-режиме с помощью видеосвязи.

Ученики просматривают готовые видеоролики с заранее записанными учителями объяснениями тем. Затем выполняют задания, отправляют их и получают обратную связь – верно или неверно решено, какие при этом допущены ошибки. Подобный вариант эффективен, но, к сожалению, далеко не везде мы можем использовать его в силу технических причин. Тут и скорость интернета, его отсутствие на некоторых территориях, да и не у всех учеников имеются современные гаджеты.

В подобных случаях у нас предусмотрены другие виды дистанционного обучения. В частности, используем мобильную связь, а кое-где и «курьерскую почту». Ученики получают задания, выполняют их и отправляют учителям. «Курьерская» связь задействуется в тех случаях, когда нет возможности пользоваться мессенджерами, тем же Вайбером. Педагоги, имеющие свои автомобили и относительно незагруженные по «дистанционке», взяли на себя волонтерские обязанности по доставке заданий на дом ученикам и отправке ответов обратно педагогам. Разумеется, с соблюдением всех необходимых мер предосторожности – про самоизоляцию никто не забывает. Спасибо им за такую работу!

— Людмила Анатольевна, не секрет, что и в школе-то далеко не все ученики внимательно слушают учителей и добросовестно выполняют задания. Каким образом контролировать детей при дистанционном обучении?

— Да, такие ученики были, есть и будут. Большая доля ответственности в случае дистанционного обучения неизбежно ложится на родителей. В момент выполнения детьми заданий они должны находиться рядом, помогать им, если нужно, технически, соучаствовать в решении задач и освоении тем. Недобросовестные ученики, конечно же, есть, но их очень мало. Как показывает практика, дети воспринимают такой формат учебы, как способ организации своего свободного времени, на самом деле они уже соскучились по школе. Да и с гаджетами ребята работают с удовольствием.

Кстати, наше управление образования ведет постоянный контроль такого формата обучения. В программе «Электронная школа» мы анализируем процент выставленных оценок, заданной домашней работы, рейтинг школы и многое другое. Программа обучения, конечно же, изменена по объему – сделано это для того, чтобы избежать перегрузки детей. В ней оставлены лишь базовые предметы. В начальной школе это математика, русский язык и чтение, в среднем звене – базовые предметы с обязательным включением иностранного языка. В старших классах приоритет отдан предметам, которые будут сдаваться на итоговой аттестации.

— Таким образом, можно сказать, что учебный процесс в школах района проходит сегодня без сучка и задоринки?

— Конечно же, с подобным форматом массового дистанционного обучения мы сталкиваемся впервые, и в ходе такой работы неизбежно возникают вопросы, а то и проблемы, решать которые приходится «с колес». В целом же, учебный процесс, на мой взгляд, проходит в оптимальном режиме. Ведь дистанционные элементы обучения в школах внедрены уже давно. Среди них – электронные дневники, журналы, расписание, портфолио учеников и учителей, электронная система организации питания.

— В сегодняшней России все чаще и чаще звучат предложения об отработке до автоматизма дистанционной системы обучения. В этом случае детям уже не нужно будет ходить в школу – всех переведут на «дистанционку». Насколько серьезны подобные утверждения?

— Никакие электронные системы не заменят живого общения педагогов и учеников. Ничто не заменит общения со своими сверстниками. Дети с удовольствием вернутся в школу! Вспомним, к примеру, себя после долгих летних каникул – как ждали мы наступления 1 сентября. Уверена, в этом плане с годами ничего не изменилось. И это хорошо!