Вот так весной сорок пятого года встречали жители больших городов и маленьких полустанков эшелоны Победы. На них домой возвращались бойцы Советской Армии – победители в Великой Отечественной войне. Букеты весенних цветов, духовые оркестры встречали такие эшелоны по всему пути их следования. Все это смогли прочувствовать жители и нашего района спустя 77 лет со дня окончания войны. Стилизованный эшелон Победы прибыл 18 мая на станцию Усть-Тавда.

Такой поезд уже третий май подряд курсирует по городам и станциям Свердловской железной дороги. В составе эшелона два паровоза, вагон-пекарня, вагон-электростанция, вагон-кухня, медицинский вагон, штабной вагон, так называемые вагоны-теплушки для перевоза солдат, грузовые платформы для транспортировки техники и оборудования. Все это не имитация. Все вагоны тех лет, бережно сохраненные или восстановленные рабочими железной дороги. В этом году, по инициативе заместителя начальника Свердловской железной дороги по территориальному управлению Анатолия Коротаева, состав впервые прибыл в Ярковский район.  Встречать поезд собрались жители поселка Усть-Тавды, сел Ярково и Плеханово, других населенных пунктов. Места едва хватало на протяженности всей железнодорожной платформы.

Наш земляк Хужя Саитович Хамитов воевал на Ленинградском направлении. Погиб в бою под Старой Руссой. Более семидесяти лет считался без вести пропавшим. В этом году поисковики, которые работали под Старой Руссой обнаружили братское захоронение. Среди найденных солдатских медальонов был и медальон Хужи Хамитова. Накануне Дня Победы родные фронтовика получили известие о найденном захоронении и наконец узнали о судьбе солдата.

Как далеко от нас война и как тесно связана каждая семья с Великой Отечественной! 18 мая Экспресс Победы привел в Ярковский район правнук воина той войны Рушан Уразаев. Он помощник машиниста тепловоза. На платформе его встречали мама Миниса , отец Раис, тетя Нурания. Они принесли с собой табличку с именем героя войны. Фотографии к сожалению нет. Вот так переплела судьбы Великая Отечественная…

Пронзительный, проникающий прямо в сердце гудок паровоза и состав остановился. Экскурсоводы открыли вагоны. Медицинский вагон поражает своей простотой. По современным меркам даже аскетичностью. Все только самое необходимое. В этом вагоне раненые бойцы получали первичную, неотложную помощь, после этого их везли в госпитали. Только в этом конкретном вагоне помощь получили более двадцати тысяч раненых солдат.

В передвижной пекарне за сутки выпекалось около 2 тонн хлеба. Два паровоза производства сороковых годов и сейчас на ходу. Они буксируют состав. Однако на «Усть-Тавду» поезд привел тепловоз. Дело в том, что расстояние от г. Тюмени до нашей станции достаточно велико и целесообразно использовать современную тягу. Но перед каждой остановкой тепловоз уступает место паровозу. На «Усть-Тавде» нет достаточного количество запасных путей для того, чтобы отцепить тепловоз.

Все желающие смогли зайти в ретро-вагоны, забраться (а другого слово не подберешь, потому что ступеньки с кабину достаточно крутые) в паровоз. Посмотреть, как приходилось забрасывать уголь в топку, регулировать силу давления пара. На платформах вагонов разместилась техника военных лет. Легендарный танк Т-34 — он на ходу и постоянно участвует в парадах Победы. Знаменитый комплекс залпового огня «Катюша», не менее знаменитые пушки-«сорокопятки» (45 миллиметров), заводские станки, на которых делали снаряды и оружие для фронта.

Состав простоял на станции Усть-Тавда около часа. Далее его путь лежал в г. Тобольск и на север нашей области. А встречающие и провожающие эшелон Победы смогли посмотреть концерт, подготовленный работниками МАО «Культура» Ярковского муниципального района.