При упоминании топонима Усть-Тавда у большинства жителей Ярковского района сразу же возникают ассоциации с железной дорогой и станцией. Но это – лишь материальный аспект жизни. Усть-Тавда – это, прежде всего, люди, проживающие на протяжении десятков лет в поселке с одноименным названием. За это время многие из них успели стать поистине легендарными личностями. О них и пойдет речь в материале ниже.

Идейный лидер

Неформальным лидером ветеранской ячейки в поселке с 2016 года является Татьяна Ипатова. С тех пор, как признаются сами усть-тавдинские пенсионеры, жизнь здесь кардинально изменилась: неуемная энергия Татьяны Александровны воплощается в реальные дела. К примеру, недавно она стала организатором сбора гуманитарной помощи переселенцам из Донецкой и Луганской народных республик. Без ее участия в Усть-Тавде сегодня не проходит ни одно общественное мероприятие.

«Наша главная заслуга – это установка в поселке памятника участникам Великой Отечественной войны», – говорит Татьяна Ипатова. В «сороковые роковые», когда вся страна вела борьбу с фашистскими захватчиками, поселка ярковских железнодорожников еще не существовало. Поэтому в появившейся на карте во второй половине шестидесятых годов прошлого столетия Усть-Тавде долгое время не было обелиска сражавшимся на фронтах и ковавшим Победу в тылу. В этом заключалась определенная несправедливость, ведь и строили поселок, и проживали в нем в дальнейшем люди, которых Великая Отечественная не обошла стороной.

«Когда вопрос с возведением памятника победителям был решен, – продолжает Татьяна Александровна, – стали думать над местом его установки. Изначально предлагалось поставить его на окраине поселка. Но я была категорически против, считая, что свободный доступ к нему должен быть обеспечен в любое время года. Земельный вопрос требовал согласования с руководством Свердловской железной дороги: я написала письмо ее начальнику Ивану Колесникову. Руководитель похвалил нашу инициативу, дав отмашку на возведение обелиска рядом со зданием железнодорожной станции». При этом, как такового, официального открытия памятника в посёлке ещё не было: у усть-тавдинцев есть надежда, что это произойдет 9 мая нынешнего года.

Татьяна Ипатова

Главными направлениями своей работы Татьяна Александровна Ипатова считает внимание и заботу к пожилым людям. Она часто навещает их. Побывали в гостях у двух ветеранов станции вместе с ней и мы.

Медик, железнодорожник, художник…

Об этой женщине «Ярковские известия» уже рассказывали: судьба Альфии Шагарутдиновны Гриджук настолько романтична, что вполне могла бы стать сюжетом для романа или кинофильма. Родилась и выросла она по соседству, в деревне Большой Краснояр. С раннего детства мечтала стать медиком, поэтому после школы поступила в медучилище. Получив профессию, Альфия начала работать медсестрой в детском отделении Ярковской ЦРБ.

Однажды девушка возвращалась после выходных от родителей в райцентр. По соседству тогда вовсю строилась железная дорога и станция Усть-Тавда – эти работы вели военнослужащие Советской армии. Хлеб на стройку привозили из Ярково. Водитель одной из машин, отправившихся в райцентр из железнодорожной части, подобрал попутчицу. Взгляды Альфии и солдата-срочника Дмитрия Гриджука пересеклись и… Между молодыми пробежала «искра» – это была любовь с первого взгляда. Вскоре они поженились.

Демобилизовавшись, глава семьи решил остаться в Усть-Тавде, хотя поначалу хотел вернуться в родной Ивано-Франковск. Молодожены стали обживаться в новом поселке. Дмитрий работал путейцем на железной дороге, Альфия переквалифицировалась в воспитатели местного детского сада, а в 1976 году перешла работать диспетчером на станцию. С 1989 по 1996 годы Альфия Шагарутдиновна трудилась начальником железнодорожного узла, а в 2002-м вышла на заслуженный отдых.

Альфия Гриджук

На пенсии она занялась рукоделием: по ее словам, в ней проснулся азарт творчества. Сегодня Альфия Гриджук увлекается алмазной мозаикой, вышиванием бисером, мулине и вязанием: ее квартиру украшают замечательные картины и поделки. «Я счастлива, что так сложилась моя судьба, счастлива, что слушаются руки, и я могу создавать прекрасное», – признается в конце нашей беседы мастерица.

Детство, опаленное войной

Любовь Савельевна Шайдарова – одна из первых поселенцев в Усть-Тавде. Числительное «первый» шло с ней рука об руку на протяжении многих лет жизни: именно она стала здесь первым диспетчером, а ее мужа назначили первым начальником станции. Именно она встречала первые поезда, а ее голос стал первым, который усть-тавдинцы услышали в станционный громкоговоритель.

Родилась Люба на Алтае. Вскоре ее родители перебрались на другой конец страны – в Крым. Поселившись под Симферополем, отец и мать работали в местном совхозе. Казалось, что впереди – лишь счастливое детство под ласковым южным солнышком. Воскресное утро в июне 1941-го изменило все…

Отец ушел на фронт одним из первых, вскоре сражаться с захватчиками ушли и другие мужчины из их села. Любовь Савельевна, которой исполнилось тогда восемь лет, хорошо помнит начало боевых действий на полуострове. Село, в котором жила их семья, располагалось рядом с автодорогой, ведущей от материка к столице Крыма. Однажды в небе появились железные черные «птицы»: вскоре у большака раздались взрывы – там шел бой. Несколько авиабомб упало и в их селе. «Много лет спустя после войны я боялась звуков пролетающих самолетов, – признается наша собеседница. – Да что там – до сих пор вздрагиваю, когда слышу рокот с неба, а ведь мне уж скоро девяносто».

Потом были два с половиной года оккупации. Совхоз продолжал работать, правда, теперь выращенные хлеб и мясо шли врагу. Немцы селян особо не трогали: больше их третировали полицаи, набранные из дезертиров, уголовников и прочего сброда. Больше всего жители оккупированных территорий опасались быть угнанными на работы в Германию. Чтобы уберечь от этого своих родных, дед Любы сделал потайное убежище в куче навоза – это не раз спасало семью.

Наконец, наступил победный май 1945 года. Самое главное – домой живым и невредимым вернулся отец. Вскоре вся семья переехала обратно на малую родину, в Алтайский край…

С Усть-Тавдой связаны самые светлые воспоминания Любови Савельевны. В поселке родились и выросли ее дети, здесь была любимая работа. Ветеран помнит немало интересных случаев из жизни железнодорожников. Об одном из них, связанном с обрушением строившегося моста через Тавду, она рассказала корреспондентам «Ярковских известий»:

«Сюда мы приехали в декабре 1969 года. Первоначально рабочих возили на тепловозе с одним прицепным вагоном. Однажды обрушился уже практически построенный мост через реку Тавду. Накануне военных оповестили о том, что с утра на него будут натягивать ферму – дугообразное крепление. Тогда же, вечером, солдатики открутили гайки временного крепления, чтобы утром быстро проделать запланированную работу. Но случилось непредвиденное – с утра на мост зашел тепловоз, которого, естественно, никто не ждал. И сооружение, не выдержав веса многотонной техники, рухнуло в воду. К счастью, в результате ЧП никто не пострадал: река в этом месте оказалась неглубокой, машинист с бригадиром сумели выбраться на крышу тепловоза и вскоре были спасены».

Любовь Шайдарова