В преддверии Дня Победы каждая семья вспоминает своих отцов, дедов и прадедов, отдавших жизни за Родину, и тех, кто выжил, но не смог забыть то страшное время.

Нельзя вычеркнуть из истории события, когда горела земля, и люди умирали со слезами на глазах, произнося в последние секунды жизни имена любимых.

Для меня и для моей семьи День Победы – великий праздник. В этот день мы можем поговорить о больном, сокровенном, страшном, собравшись за круглым столом. С особым трепетом бабушка листает альбом с фотографиями моего прадедушки. «Мой папа– герой, я горжусь…», – говорит она, опустив глаза, чтобы никто не увидел её слезы. Я тоже плачу. Я знаю о нём только из ее рассказов, и каждый раз, когда я слышу его историю, мои глаза наполняются «солью». Люблю этого человека всем сердцем несмотря на то, что видела его глаза только на фотографиях – глаза красивого молодого человека с эдакой чертовщинкой, озорные, но добрые.

Мой прадед – Биктимир Юсупович Балдин, участник Великой Отечественной войны. Мы с бабушкой часто рассматриваем сохранившиеся документы и награды: военный билет, выданный в 1942 году, паспорт, орденскую книжку и несколько удостоверений к медалям, комсомольский билет, кандидатскую карточку, орден Красной Звезды.

Когда началась война, он был шестнадцатилетним мальчишкой. Худое, но мужественное лицо скрывало его возраст. Ждать восемнадцатилетия он не мог. Началась война, действовать нужно было быстро. Мать со слезами на глазах упрашивала, чтобы он одумался. «Мальчишке шестнадцать лет, жизнь только началась, а он удумал на войну идти. Зараза!» – ругался отец. Но Биктимир никого не слушал. Несколько раз он ездил в военкомат: хотел немедленно отправиться на фронт, но ему отказывали из-за возраста.В августе 1942 года его направили на учебу, где он выучился на курсанта стрелкового полка. 20 октября принял присягу, а уже в марте 1943 года получил звание сержанта.

Пересматривая фотографии, мы с бабушкой видели, как менялось его лицо. Детское худое лицо с горящими черными глазами стало другим. Увидев одну из фотографий, я поняла, что другими стали в первую очередь глаза–уставшими, видевшими смерть.

Смерть всегда была с ним рядом, но мой прадед не хотел сдаваться ни врагам, ни ей. И она не забирала его – так сильно он любил жизнь.

Первый раз его ранили в ногу. Лежать долго в госпитале он не мог, говорил, что не имеет права отдыхать, пока его товарищи на фронте погибают. Преодолевая страшную физическую боль, прадед снова ушёл на фронт.25 октября 1944 года на реке Нарев в составе 209 стрелкового полка 162 стрелковой дивизии его ранили в шею. И снова госпиталь. Бесконечная вереница дней среди стонущих от боли солдат. Кто-то с этим стоном умирал, кто-то молился, кто-то просто верил в Великую Победу. Но никто не думал сдаваться.

В марте 1944 года Биктимир Юсупович стал командиром стрелкового полка. В боях при отражении контратаки противника в районе г. Любичи 22 января 1945 года отважно и мужественно под ураганным огнем противника продвигался вперед и личным примером увлекал за собой бойцов. Интенсивным огнем его отделение вынудило противника залечь. Прадед истребил 14 гитлеровцев и троих взял в плен. Из личного оружия убил немецкого офицера. В этом бою получил тяжелое ранение в лобную область черепа. Последнее, что он увидел в тот момент, как снег стал красным от крови, и потерял сознание. Смерть уже дотронулась до него, но снова не забрала. Раненый он бредил: ему казалось, что даже береза, словно мать, убивалась над ним. Его нашли солдаты. Он лежал под снегом. Его лицо, залитое багровой кровью, будто замерло. Не было ни стона, ни каких-либо других признаков жизни. Солдаты, доставая его из-под снега, думали, что он погиб, а он оказался живым. И снова больничные стены, солдаты и страшные мысли, что нет войне конца.

После выздоровления Биктимир Балдин дал клятву, что будет бить врага до тех пор, пока не освободит свою Родину. Ждать оставалось недолго. Весной 1945 года он услышал трели соловья. Эта песня была похожа на песню Победы. «Птицы врать не будут, они же все чувствуют», – шутил он. А может и не шутил, а просто верил. И не зря. Он был счастлив. Война закончилась, пришла долгожданная Победа. Черные глаза, полные слез, снова стали молодыми, озорными, с эдакой чертовщинкой. И только волосы с проседью выдавали его.

Я плакала, представляя себе все тяжести и невзгоды, которые пришлось пережить моему прадедушке. Хотелось бы на секунду прикоснуться к его волосам, увидеть его добрые, наполненные болью глаза. Поблагодарить за мирное небо над головой и за то, что я могу прикасаться к нежным рукам моей бабушки. «Дедушка, у меня тоже глаза озорные и с эдакой чертовщинкой!»,– хотелось бы прошептать эти слова ему. Война – это не только боль, но и любовь. И эту любовь я пронесу через всю свою жизнь.

Аделина Рахимова,
МАОУ для обучающихся с
ОВЗ СОШ – интернат № 6 г. Ялуторовска