7 августа – День железнодорожника

Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Впервые этот праздник был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи ещё в 1896 году.

Бывая на железной дороге, проезжая станции и разъезды, перегоны и мосты, то и дело видишь людей в оранжевых жилетах. В народе их называют путейцами. Монтёр пути – наиболее массовая профессия в железнодорожной отрасли. О том, насколько тяжёл и важен этот труд, мы узнали у человека, на протяжении 36 лет трудившегося на стальной магистрали. Итак, знакомьтесь – Минзакир Шакиров.

Родился и вырос Минзакир Гараевич в Сакандыковой. Окончив в 1965 году Плехановскую школу, поступил учиться на фрезеровщика в тюменское ГПТУ-15 и до призыва в армию успел поработать на Тюменском моторном заводе. Военная служба Минзакира прошла в Группе советских войск в Германии. Демобилизовавшись, молодой человек два года трудился в совхозе «Рассвет», а в 1972 году пришёл монтёром пути на станцию Усть-Тавда Свердловской железной дороги.

«Участок Усть-Тавда – Тобольск поделён на путевые околотки. Я работал на одном из них монтёром-путейцем, – вспоминает Минзакир Шакиров. – Труд – не из лёгких. С утра на рабочем поезде нас вывозили на обслуживаемый участок. В нашу задачу входило обеспечение постоянного и безаварийного движения пассажирских и грузовых поездов. Для определения нуждающихся в ремонте участков у железнодорожников есть вагоны-путеизмерители, дефектоскопные тележки, работают контролёры. Последние выявляют недостатки, а мы, монтёры-путейцы, их устраняем. В том числе меняем рельсы и шпалы, регулируем ширину колеи, устраняем неисправности. Помимо этого, зимой занимаемся расчисткой от снега путей, станций стрелочных переводов и переездов. Труд наш по большей части ручной».

Позже, работая бригадиром, Минзакир Гараевич отвечал за порядок и безопасность, качество выполнения работ и охрану труда сотрудников на вверенном ему участке. Его рабочий день начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. Зимой и летом, в снегопад и дождь – монтёры пути всегда на работе в любое время года и в любую погоду. Наш собеседник уже давно на заслуженном отдыхе, но годы работы на железной дороге по-прежнему вспоминает с теплотой: «Я любил своё дело и свой коллектив. Железная дорога – навсегда в моей судьбе. Горжусь тем, что моя профессия очень нужная и важная».

Супруги Минзакир Гараевич и Закия Сулеймановна Шакировы вырастили троих сыновей, каждый из которых пошёл по стопам отца. Старший сын Рустам, отучившись в Екатеринбургской дорожно-технической школе № 2, работает здесь же, на Усть-Тавде, машинистом автомотрисы – самоходного вагона, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов. Средний Ильнур и младший Маннур окончили Уральский государственный университет путей сообщения. Ильнур – инженер по строительству железнодорожных путей в Барнауле, Маннур – инженер по строительству железных дорог, мостов и транспортных тоннелей в Мурманске. Так что День железнодорожника в семье Шакировых – по-настоящему семейный праздник.

Минзакир и Рустам Шакировы