В Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области состоялся брифинг, посвященный вопросам недобросовестной предпринимательской деятельности в отношении потребителей.

Начальник отдела защиты прав потребителей Артём Никоза рассказал о статистике обращений и привел примеры недобросовестных действий некоторых тюменских предприятий. В список попали частные медицинские клиники, юридические фирмы, предприятия по установке дверей и окон.

Лечение  в кредит

С апреля 2018 года в Управление поступило 39 жалоб на действия ООО «Клиника Сибирская». Тюменцев, преимущественно пожилого возраста, по телефону приглашали для диагностики здоровья, а после проведенных процедур сообщали о наличии «неизлечимых заболеваний». Под настойчивым психологическим давлением потребители заключали договоры об оказании медицинских услуг стоимостью более 100 000 рублей. Если сразу оплатить такую сумму не было возможности, оформляли кредит, по которому процентная ставка достигала 26% и более. При этом сотрудники клиники устно обещали приобретение услуг в рассрочку (без процентов).

Дома, изучив в спокойной обстановке подписанные документы, граждане понимали, что подписали договор на невыгодных для себя условиях. Расторжение договора и возврат денежных средств затягивались на 1-2 месяца, в это время потребители были вынуждены оплачивать проценты по кредиту.

Фото: 2gis.ru

Управление помогло потребителям вернуть деньги в досудебном порядке. В 2018 году потребителям возвращено 932 тыс. рублей, в 2019 – 925 тыс.

Но это не единственная клиника, на которую в последние годы поступали подобные жалобы. Частные медучреждения, предлагающие клиентам лечение в кредит, периодически закрываются, потом открываются новые под другими названиями. Поэтому управление Роспотребнадзора просит жителей области не торопиться подписывать контракты без тщательного изучения документов и дополнительной консультации в проверенном медицинском учреждении.  

Артём Никоза. Фото: park72.

Не дождавшись обещанного

Согласно сведениям Роспотребнадзора, злоупотребляют своим правом и некоторые юридические организации. На ООО «Префект» за 2018 год и январь 2019 года поступило 13 жалоб. Фирма, получив деньги, оказывала потребителям некачественные юридические услуги. Управление помогло гражданам в судебном порядке доказать, что составленные юристами документы не стоили потраченных средств, и вернуть уплаченные средства.

Большое количество обращений поступает на действия фирм, изготавливающих оконные изделия, балконы, двери, теплицы. В 2018 году поступило 15 жалоб на ООО «Капиталстрой» и 13 – на ООО «Промэнерго Групп». По словам заявителей, им обещали оказать услуги в короткий срок, как правило, не более 2-х недель, и предлагали внести предоплату. При этом не давали возможности ознакомиться с условиями договора, где срок оказания услуг указан 4 месяца. Когда потребитель уставал ждать и хотел вернуть свои деньги, ему отказывали в расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств. В ряде случаев сотрудники организации соглашались расторгнуть договор, но при условии компенсации понесенных ими расходов. В таких случаях Управлением была оказана помощь потребителям, как в судебном, так и в досудебном порядке.

Мошенники? 

Специалисты обращают внимание на участившиеся в Тюменской области случаи, когда под предлогом проведения работ по ремонту, в квартиру проникали продавцы неких «комплектов защиты от протечек», «комплектов аварийного контроля». Они настойчиво убеждали в необходимости приобретения товара и самостоятельно устанавливали приборы. На уловки попадались, в основном, люди пожилого возраста. Им действительно устанавливали некие приспособления, но заплатить просили суммы в несколько раз больше, чем реальная стоимость приборов. В 2018 году в Роспотребнадзор поступило 8 таких жалоб.

Пять обращений поступило от потребителей, которых на презентации туристских продуктов убедили заключить договор на посещение гостиничного комплекса в другой стране. Дома, разобравшись в бумагах, потребители поняли, что "путёвка" не включает авиаперелёт. Они попытались вернуть деньги, но в расторжении договора им отказали. 

Не торопитесь подписывать: прочитайте и подумайте! 

Чтобы не пострадать от действий недобросовестных организаций Управление Роспотребнадзора по Тюменской области рекомендует потребителям придерживаться следующих правил:

  • Не впускать посторонних в квартиру, тем более находясь дома одним;
  • При предложении подписать договор требовать показать условия, где указаны: стоимость товара (услуги), способы оплаты, сроки выполнения работ (оказания услуг), сроки передачи товара;
  • Не подписывать документы не прочитав их;
  • Если товар либо услуга вам не нужны, ни при каких обстоятельствах не передавать денежные средства;
  • Если предложение заинтересовало, не торопитесь подписывать договор, возьмите время на размышление, посоветуйтесь с близкими.

Особенно важно объяснить своим родителям, родственникам пожилого возраста необходимость быть бдительными и соблюдать указанные рекомендации. 

Жители Тюменской области могут получить консультации в Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области по номеру телефона: (3452) 20-86-66. Часы работы горячей линии: Понедельник - Четверг: 9.00 - 18.00; Пятница: 9.00 - 16.45; Перерыв: 13.00 – 13.45.

Ещё одна горячая линия работает в Консультационном центре на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» по номеру телефона: (3452) 68-48-94. Часы работы: Понедельник - Четверг: 8.00 - 17.00; Пятница: 8.00 - 14.30; Перерыв: 12.00 – 12.30.