Маленькие или не очень ёлочки на Новый год ставят все. При этом совсем не обязательно брать деревья из леса: искусственные в наше время тоже бывают весьма симпатичными. Главный символ праздника обязательно украшается шариками, огоньками и мишурой. А зачем? И откуда к нам пришла такая традиция?
Ведь обычно ничего такого, что не соотносилось бы с нуждами трудящихся на земле людей, в их памяти надолго не остаётся. Традиции – это действия, передающиеся из поколения в поколение, и человеческая природа, работающая по принципу наименьшего сопротивления, не оставляет шансов на выживание всему, что не приносит хотя бы моральное удовлетворение и пользу. Система природосообразности беспощадна. Так зачем же нашим предкам надо было идти в лес, рубить ёлку (и почему именно её?) и украшать это дерево? Только ли ради запаха свежей хвои?
Конечно, хвойный запах приятен и полезен. Однако ни один из наших предков, находясь в здравом уме, не принес бы домой ель ради одного лишь удовольствия. Ель в русской традиции – дерево смерти. Вероятно, это связано с ее вечнозелёным «характером», который так же вечен, как и необходимость ухода с целью освобождения места живому. А иголки такие же колючие и неприятные, как смерть и мысли о ней.
В традиционном понимании русского человека в былые времена старый год также умирал. Поэтому ёлка – самое подходящее для данной ситуации дерево. Уходя, предыдущие двенадцать месяцев оставляли нам то, что мы нажили за этот временной отрезок. Ещё в начале XX века ёлки неспроста украшались свечами, пряниками и конфетами. Свечи – знак поминок по старому году, который символизировало смолистое деревце. А пряники и конфеты – наши «призы», которые мы сумели за этот год заработать. Год уходил, оставляя нам то, что мы сами сумели взять от него. И чем больше таких «призов» оставлял нам старый год, тем весомее оказывалась наша материальная и душевная «база» в течение следующих двенадцати месяцев.
Ещё раньше, до появления на новогодних праздниках елей, старый год у многих народов ассоциировался с поленом-бадняком. Огромные, с трудом раскалываемые пни сжигали, очищая место для следующего года. И пока дерево-коряга горело, по нему били, высекая искры. Чем больше их оказывалось – тем больше радостных событий ожидалось в следующем году. Заодно пытали удачу: кто больше всего высекал искр, тот оказывался самым удачливым. Кстати, подобный обычай бытовал не только у славян, но и у многих других северных европейских народов.
У автора этого материала есть сестра, которая с детства очень любила делать разные бисквитные «вкусности» и в дальнейшем достигла больших успехов в этом деле. Однажды в журнале ей попался на глаза рецепт бисквитного рулета под названием «Рождественское полено».
Сливочно-шоколадно-кофейный вкус его действительно достоин чьего угодно рождественского стола. Кстати, «родиной» рецепта является Франция. И, как знать, не от того ли самого полена-бадняка произошло название этого десерта?