В канун Нового года на мобильные телефоны жителей Ярковского района все чаще звонят с «красивых» номеров. Банки предлагают выгодные кредиты на новогодние подарки и путешествия, интернет-магазины завлекают скидками и акциями. Распознать, кто же действительно обращается к вам по имени в телефонном разговоре – представители фирм или мошенники, бывает сложно. Давайте разберемся.
Злоумышленникам нужны реквизиты вашей карты: номер, имя и фамилия владельца, срок действия, код на обратной стороне карты, ПИН-код. Вас также могут попросить назвать код из смс для подтверждения платежа или перевода на сайте. Банки и другие официальные организации не запрашивают такие данные.
Как мошенники выманивают у вас эти данные?
- Вам приходит сообщение «от банка»
Номер отправителя вам не знаком. В смс говорится, что ваша карта заблокирована. Указан номер, по которому нужно позвонить, чтобы узнать подробности. Позвонив, вы попадете в фальшивую службу безопасности банка. Вас будут убеждать сообщить данные карты или подойти к ближайшему банкомату и произвести операции. Если вы выполните инструкции мошенников, они получат доступ к карте и украдут ваши деньги.
Что делать? Не перезванивать. Сначала выясните, действительно ли звонили из вашего банка. На вашей карте указан телефонный номер для связи с банком. Позвоните по нему и уточните, заблокирована ли она. Или обратитесь к сотрудникам ближайшего отделения банка.
- Вам звонят из госучреждения
Злоумышленники звонят и представляются сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, отдела полиции, Министерства здравоохранения, Министерства финансов и других учреждений. Они сообщают, например, о положенном возмещении ущерба от действий мошенников: о компенсации за купленные медицинские товары или услуги экстрасенсов. Если для получения компенсации «сотрудник» попросит вас что-то оплатить (подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег), а тем более попросит предоставить паспортные данные или банковские реквизиты, это –телефонный мошенник.
Что делать? Не следуйте указаниям и ничего не оплачивайте. Не предоставляйте никакую личную информацию, у настоящих сотрудников она уже есть.
- Вам пришло письмо или уведомление
Вы получаете по почте уведомление на бланке с реквизитами Банка России. В нем сказано, что суд постановил выплатить вам компенсацию, для этого нужно связаться с контактным лицом. И как можно скорее, иначе компенсация перейдет в пользу государства – так злоумышленники подталкивают вас действовать.
Что делать? Не спешите связываться с контактным лицом, указанным в письме, проверьте данные. Позвоните по номеру телефона для обращений, указанному на официальном сайте Банка России. Если письмо оказалось фальшивым, обратитесь с жалобой в правоохранительные органы.
- На телефон приходит тревожное смс-сообщение или звонок от родственника.
С незнакомого номера вам пишет или звонит якобы родственник. Он спешно объясняет, что попал в беду и ему срочно нужны деньги.Времени рассказывать подробности нет. В таких сообщениях часто манипулируют срочностью ситуации, и присылают их в крайне неудобное время, например, ночью.
Что делать? Не спешите переводить деньги. Попытайтесь выяснить детали –обычно долгие разговоры не входят в планы злоумышленников. Если выяснить ничего толком не удалось, перезвоните родственнику, от имени которого обращаются, чтобы убедиться, он ли вам звонит/пишет.
Защититесь от мошенников:
- Подключите мобильный банк, чтобы отследить операции, которые вы не совершали. Так вы сможете оперативно отреагировать на действия мошенников – а время в этом случае очень важно.
- Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат.
- Если вы планируете использовать карту только в России – обязательно сообщите об этом сотрудникам банка.
- Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников – именно они чаще всего становятся мишенью злоумышленников.
Что делать, если вы все-таки столкнулись с мошенничеством?
Если с вашей банковской карты вдруг списали деньги:
- Как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
- Обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
- Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней.
Компенсация
Получив ваше заявления, банк проведет служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Однако если вы сами сообщили злоумышленникам ПИН-код или код из смс, необходимый для подтверждения платежей и переводов, к сожалению, банк не вернет вам денег.
Подготовлено по материалам сайта fincult.info