В 2006 году департаментом социального развития Тюменской области в качестве эксперимента была предложена новая форма социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам – денежные выплаты с целью выхода на самообеспечение. Спустя четыре года адресная социальная помощь стала осуществляться на условиях социального контракта. О том, что входит в данную программу, какие задачи она призвана решать и кто может стать ее участником, рассказываеи начальник отдела социальной защиты населения Ярковского района Елена Колчанова.

— Елена Васильевна, термин «самообеспечение» говорит сам за себя: на старте людям дается определенная помощь, чтобы в дальнейшем они могли обеспечивать себя самостоятельно. Какое количество жителей района воспользовалось возможностями этой программы за время ее действия?

— Программа по оказанию адресной социальной помощи на основе социального контракта призвана улучшить материальное положение малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, увеличить их доходы и, в конечном итоге, привести к их выходу из этих категорий. За четырнадцать лет действия программы ее участниками в Ярковском районе стали более 380 человек, получившие из областного бюджета порядка 14 миллионов рублей. В этом году в нашем муниципалитете в ряды участников программы вступили десять человек.

Один из наиболее ярких примеров, доказывающих, что эта программа успешно работает – деятельность семьи Ракитиных из Плехановского сельского поселения. В 2012 году им была оказана адресная социальная помощь на приобретение шести голов крупного рогатого скота. Обратившись за помощью к участковому специалисту по социальной работе, молодые люди составили бизнес-план, который в дальнейшем успешно воплотили в жизнь. Поначалу Ракитины реализовывали продукцию среди местного населения, а в дальнейшем расширили свое личное подворье – здесь появились лошади, овцы, бычки и нетели породы герефорд, а также пчелы. В итоге, сегодня собственное производство продуктов питания позволяет этой семье продавать выращенную продукцию не только в Ярковском районе, но и за его пределами.

Другие жители сел и деревень района, получив адресную социальную помощь на покупку оборудования, занялись предпринимательской деятельностью.

— Давайте уточним еще раз, кто может стать участником программы?

— Принять участие в программе по оказанию адресной социальной помощи на основе социального контракта, называемой также программой по выходу на самообеспечение, могут малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Не так давно к двум этим категориям присоединились также граждане, которые достигли предпенсионного возраста, и чей доход при этом находится ниже прожиточного минимума.

— Какие документы необходимо оформить для выхода на самообеспечение?

— Для участия в программе необходимо обратиться в Комплексный центр социального обслуживания населения Ярковского района или к участковым специалистам по социальной работе в сельских поселениях. Наши сотрудники разъяснят условия программы, а также помогут разработать индивидуальный план выхода на самообеспечение и оформить заявление. Затем этот план необходимо будет защитить на заседании территориальной межведомственной комиссии по выходу граждан на самообеспечение и содействию их занятости. Подобные комиссии, созданные при администрациях всех муниципалитетов нашего региона, рассматривают обоснованность оказания заявителям финансовой помощи. В случае положительного решения с малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином заключается социальный контракт сроком до года, в течение которого получатель помощи отчитывается о целевом использовании денежных средств и выполнении индивидуального плана по выходу на самообеспечение.

— В чем суть социального контракта, для чего он нужен в данном случае?

— Социальный контракт подразумевает, прежде всего, межведомственное взаимодействие. Согласитесь, что сложные жизненные ситуации могут складываться у людей по различным причинам. К примеру, мать с ребенком за время отпуска по уходу за ним потеряла квалификацию и ей требуется помощь в переобучении. Либо человек лишается места работы и не может устроить ребенка в дошкольное учреждение. Нередки случаи, когда главы семей испытывают трудности в поисках работы и решают заняться собственным делом. В каждом конкретном случае мы рассматриваем, какое именно из ведомств может помочь семьям или гражданам найти выход из трудного положения.

— Требуются ли наличие статуса безработного и регистрация в налоговых органах для получения адресной помощи?

— Нет, не требуются. Отмечу также, что размер адресной социальной помощи определяется в индивидуальном порядке в соответствии с особенностями тех или иных планов по выходу на самообеспечение и зависит от потребностей конкретных заявителей, но при этом на сегодняшний день не может превышать ста тысяч рублей.

— Сталкиваются ли участники программы с теми или иными трудностями? И каким образом их можно преодолеть?

— Трудности есть, наверное, у всех, особенно на первых порах. Всю необходимую помощь и поддержку участникам программы оказывают специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения Ярковского района. Если вы решили стать участником программы, то можете обратиться к участковому специалисту по социальной работе в своем сельском поселении или позвонить по телефону 8 (34531) 25-6-81 – специалист КЦСОН Ольга Павловна Токарева даст все необходимые разъяснения.