25 января – День российского студенчества
Любой из нас помнит, какие школьные предметы давались ему легче всего, а какие вызывали затруднения. Скажем, тем, кто на литературе с ее метафоричностью легко мог представить, как князь Андрей Болконский смотрел в небо, на уроках химии с формулами, усеянными множеством цифр, напротив, было непросто. «Главный педагогический секрет в преподавании моего предмета: научить абсолютно всех – нельзя», – с улыбкой разъясняет нюансы своей работы учитель химии и биологии Ярковской средней школы Людмила Шараметова. Впрочем, за 45 лет педагогического стажа ей удалось привить любовь к химии немалому количеству учеников.
Родилась Людмила Геннадьевна в Бачелино. В советское время местный лесоперерабатывающий завод был на пике своего развития – в поселок съезжались специалисты из многих уголков СССР. «С первыми учителями, я считаю, мне повезло, – вспоминает о своем детстве педагог. – Литературу у нас преподавала москвичка, математику и географию вели педагоги из Ульяновска и Пензы. Все уроки проходили увлекательно, и, пожалуй, именно тогда во мне проснулся интерес к педагогике».
Окончив школу, Людмила уехала в Тюмень. В областном центре устроилась работать токарем на электромеханический завод. «Жила на съемной квартире, и в свободное от работы время «подтягивала» по химии и биологии соседскую девочку, собиравшуюся поступать в Тюменский пединститут, позднее ставший госуниверситетом. В процессе занятий поняла, что тоже хочу учиться в этом вузе. Экзамены сдала успешно и меня зачислили».
После окончания ТюмГУ в 1975 году молодого педагога направили по распределению в Ярковскую среднюю школу. Свободных часов по химии и биологии здесь не было – Людмиле Геннадьевне дали уроки природоведения в пятых классах и агрохимии у курсантов СПТУ-16. Впрочем, вскоре вакансия по ее специальности появилась в Бачелинской школе, и молодая учительница вернулась на свою малую родину. На протяжении десяти лет она обучала местных старшеклассников основам органической и неорганической химии. Здесь же встретила будущего супруга Анатолия. Молодые поженились, появились дети.
Со временем семья решила перебраться в райцентр. На этот раз руководство Ярковской школы приняло педагога на полноценную ставку. И за прошедшие три с лишним десятилетия Людмила Шараметова разъяснила суть химических реакций многим ярковчанам.
«На самом деле работа в школе – далеко не для всех, – говорит Людмила Геннадьевна. – Этим надо жить. А преподавать химию – вообще особое искусство. Первый «секрет» здесь заключается в том, чтобы понятно разъяснять ученикам суть предмета. Это гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд, но примерно лет через пять приходит понимание того, как это делать. Следующий нюанс – нужно объяснять медленно. Это еще труднее – ведь только тебе здесь все ясно, а детям еще нет, да и уровень восприятия у всех разный. И самое главное – не нужно пытаться объять необъятное. Повторюсь, далеко не каждому суждено осилить для себя химию, и с этим нужно смириться. А те из учеников, кто целенаправленно изучает предмет и добивается успехов на этом пути, являются особой гордостью и высшей наградой для нас, учителей».