Каждое второе воскресенье сентября в нашей стране отмечается День танкиста. Служить в танковых войсках СССР во второй половине ХХ столетия мечтал, наверное, каждый второй мальчишка. Этим же в своем детстве грезил и ярковчанин Вячеслав Краско.
Родился и вырос он в Белоруссии. Детство, проведенное в немецкой оккупации, послевоенные недоедание и разруха – всего этого Вячеславу Александровичу довелось «хлебнуть» в полной мере. В 1947 году один из колхозов на его малой родине остро нуждался в трактористах, и бригадир тракторной бригады пригласил Славу поработать прицепщиком на колесном ХТЗ. Спустя два месяца юноше доверили полноценное управление сельхозмашиной.
«Тогда же, во время уборочной, я впервые «познакомился» поближе с бронированными легендами Великой Отечественной – танками Т-34, – вспоминает Вячеслав Александрович. – Подбитые немцами машины, тридцать с лишним тонн металла каждая, которые не на чем было утащить с колхозных полей, мне пришлось обкашивать по сторонам».
Ближе к зиме председатель колхоза отправил Вячеслава на курсы трактористов. Но к учебе парня допустили не сразу: помехой стало образование – два класса начальной школы не позволяли написать заявление о приеме. Краско с трудом удалось убедить педсовет взять его на курсы. После учебы Вячеслав вернулся в родной колхоз, где чуть позже его назначили бригадиром трактористов.
В 1951 году всей их бригаде пришли повестки в армию. «В военкомате мне вновь пришлось сдавать «госэкзамен»: для прохождения службы в Советской армии призывники должны были иметь хотя бы четыре класса образования, – продолжает Вячеслав Александрович. – Старшина протянул мне газету: «Читай!». С этим заданием я справился, и меня зачислили в солдаты, но в «бронь». Дело в том, что тогда было некому работать на МТС, и мы еще год оставались при своем колхозе. В 1952-м, в самый разгар войны в Корее, всю нашу комсомольскую бригаду отправили служить в Забайкальский край, за Читу».
В армии их определили в полковую школу, где Вячеслав попросил командира перевести его в танковую «учебку», объяснив, что мечтал о бронированной технике с детства. Старлей учел искреннее желание новобранца из Белоруссии. Так Краско попал на курсы, где готовили экипажи тяжелых танков. В дальнейшем Вячеславу Александровичу, механику-водителю II класса, довелось управлять танками ИС-3, Т-54, самоходками СУ-122 и ИСУ-152.
На огромных бронированных машинах он прослужил три года и четыре месяца. «Танковый экипаж состоял из четырех человек: механика-водителя, заряжающего, наводчика и командира. Мы были одной дружной семьей. Когда выдавались свободные минутки, пели песни и много шутили».
Демобилизовавшись, Вячеслав Краско по совету младшего брата уехал в Карелию, где трудоустроился трактористом в леспромхоз. Поработав в «краю тысячи озер», перебрался в Кондинский район Тюменской области – здесь в то время полным ходом шло строительство нефтепровода Шаим-Тюмень. Затем в его жизни были Урай и Тюмень. В Ярково Вячеслав Александрович переехал в 1993 году, выйдя на пенсию. Уже давно он сменил тугие танковые и тракторные рычаги на руль велосипеда, но по-прежнему готов поделиться воспоминаниями о молодости «под броней» с подрастающим поколением ярковчан.