Пандемия коронавируса больно ударила по многим аспектам ведения малого и среднего бизнеса. Не стали исключением в этом плане и предприятия Ярковского района. Но любые кризисы рано или поздно заканчиваются, поэтому многие предприимчивые люди смотрят в будущее с оптимизмом. Убедиться в этом можно прочив наше интервью с директором ООО «Нерда» Ольгой Ярославцквой.

Трудные времена

— Ольга Леонидовна, аукнулась ли пандемия для «Нерды»?

— Разумеется. Наше хозяйство является основным поставщиком мяса для сети ресторанов «Карл Бенц» в Тюмени. Так как в период самоизоляции предприятия общепита не работали, убытки «Нерды» оказались ощутимыми.

— Не возникало желания свернуть бизнес?

— Один из трех ресторанов сети пришлось закрыть. Но о полном прекращении деятельности нашего небольшого холдинга не шло и речи. Напомню, помимо сельхозпредприятия и ресторанов, у нас имеются также две торговые точки в областном центре и магазин «Фермерские лавки» в Ярково. В период, когда большая часть населения была вынуждена сидеть дома, объемы торговли тоже упали. Но постоянные покупатели, давно оценившие качество продукции из Бачелино, остались верны нам. Мясо, полуфабрикаты, молочную продукцию они брали, как и в былые времена. При этом, несмотря на простой, мы сохранили все рабочие места и выплачивали заработную плату всему коллективу.

— Многим предприятиям малого и среднего бизнеса государство компенсировало часть убытков из-за вынужденной остановки. Вам помогли?

— Мы подавали соответствующую заявку, но, к сожалению, она так и не была удовлетворена.

— Ряд предпринимателей увидел в кризисе, вызванном коронавирусом, и свои плюсы. Есть ли таковые, на ваш взгляд?

— Главный плюс от пережитого – это активизация нового вида маркетинга. Я имею в виду интернет-торговлю. До пандемии мы делали лишь первые шаги в этом сегменте. Последовавшая самоизоляция населения лишь активизировала эти процессы. Количество заявок на доставку мяса, «молочки», продуктов, приготовленных в ресторанах, в этот период значительно возросло. Считаю, что у онлайн-торговли большое будущее.

Как спасли «Луч»

— В 2019 году, как сообщал отдел сельского хозяйства администрации района, «Нерда» спасла от краха кооператив «Луч». Расскажите, как было дело?

— В тот период, как вы помните, серьезно ужесточились правила приема и сдачи молока. За второсортное сырье переработчики платили поставщикам копейки. Кроме того, начались задержки с расчетами за молоко. Тогда-то мы и решили подставить плечо снабженческо-сбытовому кооперативу «Луч», который действительно находился на грани банкротства. Мы рассчитались по долгам со сдатчиками молока, оказали предприятию материально-техническую поддержку.

— Какая польза была от всего этого для самой «Нерды»?

— Напомню, «Луч» является поставщиком сырья для Тобольского гормолзавода. При этом кооператив принимал молоко не только у населения, но и у «Нерды». Конечно, если бы «Луч» обанкротился, мы смогли бы самостоятельно найти рынок сбыта для своей продукции. Поэтому в данном случае мы действовали не с позиции коммерсантов, а решали задачу социального характера. Необходимо было поддержать селян, ведь для многих из них сдача молока является чуть ли не единственным видом дохода.

В итоге, сегодня кооператив продолжает действовать. Сдатчиков пока не так много – восемнадцать человек. Надеюсь, что со временем их станет больше. Многие сегодня задумались о приобретении коров, ведь расчеты за молоко производятся своевременно. Кроме того, имея рядом кооператив, владельцам личных подсобных хозяйств больше не нужно задумываться о заготовке кормов, ведь своих сдатчиков «Луч» обеспечивает сеном и комбикормами.

— Мы получили информацию о том, что сейчас «Нерда» и «Луч» являются практически единым целым...

— Да, это так – члены-пайщики кооператива избрали меня своим председателем. Хотя фактически это два разных предприятия, дело теперь во многом общее.

Секреты маркетинга

— Молочная продукция «Нерды» пользуется большим спросом у ярковчан. А тюменцам она понравилась?

— Безусловно. К примеру, сливочное масло, продаваемое нами в виде шаров, как делали в деревнях в старину, уходит практически «с колес». Люди привыкли к этому и часто спрашивают продавцов, когда в их магазины завезут «колобки». Также нравятся населению наши творог и сливки.

— Герефордовская говядина несколько отличается по вкусу от обычной. Есть ли у такого мяса свои покупатели?

— Есть, особенно в областном центре. Люди, попробовавшие блюда из этой говядины в ресторанах, в дальнейшем с удовольствием покупают ее для домашней готовки.

— В «Фермерских лавках» в Ярково можно найти немало полуфабрикатов под брендом «Карл Бенц». У вас свой цех?

— Да. В одной из тюменских точек три года назад мы начали лепить пельмени. Первоначально этот небольшой цех производил пять видов полуфабрикатов. Сегодня их уже в десять раз больше, причем ассортимент увеличивается постоянно. Также мы разрабатываем линейку детского питания. Недавно наш цех посетил специалист тюменского центра сертификации продукции, оценивший весь ассортимент на «отлично».

— В товарах, продаваемых в обычных магазинах, помимо самого мяса зачастую можно встретить и множество различных добавок. Это и соя, и пальмовое масло плюс различные усилители вкуса, консерванты. Вы этим «не балуетесь»?

— Боже упаси! Ведь едва ли не единственный способ удержаться на рынке для таких небольших предприятий, как наше – это выпускать качественную, экологически чистую продукцию.

— Ваши покупатели знают об этом?

— Да, на нашу продукцию, повторюсь, имеется спрос как в областном, так и в районном центрах. Причем иногда тюменцы путают продукты от «Нерды» с произведенными в Покровском. Но у нас абсолютно разные подходы к производству. В ЗАО «Ясень» объемы производства существенно больше. И сравнивать нас с покровчанами просто некорректно. Для продвижения своей продукции мы даже запустили собственный рекламный лозунг «Бачелино – Нерда – Ярково». В итоге, сегодня имеется немало потребителей, для которых мы являемся лучшими – они голосуют за нашу продукцию рублем.

Сегодня и завтра

— Поговорим о нынешнем положении дел в хозяйстве. Какое количество скота имеется сейчас на ферме?

— Мясное стадо насчитывает 270 голов породы герефорд, 130 из них – это маточное поголовье. На молочной ферме насчитывается пятьдесят коров голштино-фризской породы. Кроме того, имеются овцы и птица. Сейчас у нас строится забойный цех как раз для кур и гусей.

— Сено, которое хозяйство заготавливает самостоятельно, идет на корм мясному скоту. А чем кормите голштино-фризских коров?

— Да, у нас нет своих угодий для заготовки сенажа и фуража. Но они в сегодняшних условиях и не требуются. Первоначально мы вынашивали планы заняться растениеводством, но затем отказались от этой затеи. В итоге, зерносенаж сегодня закупаем у фермера Данилова из Тобольского района, а фуражное зерно у другого фермера – Чернова из Нижнетавдинского района.

— Кризис, вызванный пандемией, безусловно, пройдет. Что думаете о будущем?

— В будущее смотрим с оптимизмом. Я и мои коллеги уверены, что «Нерда» – это всерьез и надолго.

— Дальнейшее развитие бизнеса в вашем случае автоматически повлечет за собой увеличение поголовья. Предприятие готово к этому?

— Готово. Мы можем увеличить количество скота путем собственной репродукции, а в случае необходимости закупить новых нетелей и бычков.

«Женское ли это дело – руководство сельхозпредприятием?», – поинтересовались корреспонденты напоследок у Ольги Ярославцевой. Наша собеседница уверенно ответила, что в современном мире это уже обыденное явление. Любой бизнес, в том числе и аграрный, – это, прежде всего, правильное распределение обязанностей на производстве и грамотный маркетинг. На каждом направлении трудятся опытные люди, задачей директора же является координация производственных процессов. Кто этим занимается – мужчина или женщина – уже не столь важно.