При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)

Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

  • наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;
  • подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
  • характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета. Причины, служащие поводом для опасения:
  • нахождение подозрительных лиц на территории образовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;
  • угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия:

  • не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;
  • воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;
  • немедленно сообщить по телефону 102 или 112 об обнаружении подозрительного предмета;
  • зафиксировать время и место обнаружения предмета;
  • освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м;
  • по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;
  • организовать экстренную эвакуацию учащихся и персонала из здания OУ, не сообщай, во избежание паники, об угрозе взрыва;
  • по прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.

При поступлении по телефону угрозы проведения террористического акта:

  • не прерывая говорящего и не вдаваясь в панику, выслушать предполагаемого террориста и попытаться получить как можно больше информации о характере звонка;
  • по окончании разговора не прерывать связь;
  • немедленно сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
  • при необходимости организовать эвакуацию учащихся и персонала согласно плану экстренной эвакуации из ОУ;
  • обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т.д.

При захвате террористами заложников:

  • с прибытием сотрудников спецподразделений МВД и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;
  • не противоречить террористам, выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни а здоровью людей;
  • не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
  • по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.

Действия заложников в режиме ожидания:

  • не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и вызвать человеческие жертвы;
  • терпеливо переносить лишения, оскорбления и. унижения, не смотреть в глаза террористам;
  • не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спокойно по возможности миролюбиво;
  • внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;
  • выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих в своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
  • спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать платок из сумочки или из кармана);
  • не падать духом и при наличия удобной и безопасной возможности выйти из здания;
  • при ранении стараться не двигаться, сократив тем самым потерю крови;
  • постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывающим негативной реакции террористов (дыхательные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).

Действия заложников при освобождении:

  • при первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;
  • при штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками, и не двигаться;
  • если есть возможность — держаться подальше от проемов дверей и окон;
  • ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять заложника за террориста.

Как себя вести, если ты оказался в заложниках

Став заложниками, люди меняются. Сначала почти у всех возникают шок и расщепление представления о том, что же случилось. Быть этого не может! Захвата, убийств, унижения и беспомощности. Все это не со мной! Как в кино. И все-таки это именно я и другие оказались в кошмаре случившегося. Главное — не теряться.

Растерянности, конечно, не избежать, но нельзя потерять разума. В этот момент у некоторых ставших заложниками как бы срывается с предохранителя пружина протеста против совершаемого насилия, взрывается тяга к спасению. Такой человек кидается бежать, даже когда это бессмысленно, бросается на террориста, борется, выхватывает у него оружие. Безрассудно взбунтовавшегося заложника террористы убивают. Их нервы давно перенапряжены подготовкой к захвату. Убивают безрассудного, даже если не хотели убийств и рассчитывали только попугать, пошантажировать захватом заложников. После первого убийства все меняется.

Тяжесть преступления террористов возросла — они чувствуют себя обреченными и ожесточаются. И заложники, увидев реальную смерть, подвергаются сильнейшей психической травме. Ужас начинает рушить их психику. Потому, если вы вдруг стали заложником, замрите, осмотритесь. И, главное, подумайте: нет ли рядом кого-то, кто больше вас нуждается в помощи. Помогите. Если сможете, — это первый шаг к вашему спасению.

Еще один неверный шаг может сделать заложник из-за известной психиатрам иллюзии помилования. Как вспышка, в вашем сознании может возникнуть представление, что все плохое вот-вот пройдет. Надо только «помириться» с террористами, уговорить их, слезами взывать к их доброте. Увы, это не так.

Террористы, даже если они из того же общества, что и вы, уже живут не в вашем мире, у них теперь иная жизнь. Они обрекли и себя, и вас на падение в бездну. Их остановит только насилие. Мольбы к ним могут стать вашим первым шагом к пособничеству преступникам, к предательству интересов других заложников, к распаду вашей личности.

У заложников с первых дней начинается адаптация — приспособление к, мягко говоря, свалившимся на них «неудобствам». У адаптации есть «цена»: нарушения душевные и телесные. Что-то нарушается сразу, многое может нарушиться потом. Вскоре притупляются ощущения и переживания. То, что возмущало или приводило в отчаяние, будет отскакивать от отупелого состояния, как от брони, нарастающей и защищающей заложника. И еще — более примитивными становятся его интересы и поведение: спрятаться, поесть, поспать. Главное при этом — не утратить человеческого облика.

Как удержаться? Помогать хоть кому-нибудь, хоть в чемлибо, а не только самому себе. Те, у кого, на горе им, в заложники с ними попали их дети или близкие люди, спасены от распада души, от потери человеческого лица. Им надо заботиться не только о себе. Но ценой этого «спасения» могут стать болезни стресса, растянувшиеся на многие годы. Чего не удается избежать заложникам — это апатичности и агрессивности, возникающих у них довольно скоро. Если условия содержания суровы, то уже через несколько часов кто-то из заложников начинает злобно вспыхивать, ругаться с соседями. Такая агрессия помогает «сбрасывать» эмоциональное перенапряжение, но вместе с тем истощает человека. Не «увлекайтесь» своей вдруг пробудившейся агрессивно-командирской строго наставнической горячностью, осознайте, что она— отвлечение себя от страха.

Многие впадают в апатию. Это тоже «уход» от эмоций страха и отчаяния. У одних реже, у других чаще апатия прерывается вспышками беспомощной агрессивности. Полностью этого не избежать. Избежать надо пробуждения своего садизма, стремления, казалось бы, в праведном гневе наказать кого-либо слабого, глупого, заболевшего. Садизм заразен, особенно если вся атмосфера пронизана садизмом террора.

У заложников под дулом пистолетов, при постоянной угрозе жизни могут развиться шизофренические явления. Им может мерещиться, что оказавшиеся рядом давно умершие родители пришли на помощь, они могут слышать звуки вроде бы начавшегося штурма освободителей. Не бойтесь— вы не сошли с ума. Это пройдет не позже чем через две недели после освобождения. Дождитесь его. Не теряйте надежды, наделяйте ею других.

Среди заложников много мятущихся в своем прилюдном одиночестве. Таких 30—50 процентов. Морально подавлены, психически оглушены. Их страдание заглушает все прочие чувства, мешает общению. У таких заложников монотонность тягостного переживания страха и беспомощности может сопровождаться шизоидными явлениями. Чем дольше, сильнее, трагичнее давление экстремальных обстоятельств, чем глубже психическое изнурение. Некоторые, люди чем дольше находятся в заложниках, тем сильнее сближаются с захватившими их террористами. Постепенно они начинают ощущать как бы родственную близость с захватившими их террористами, разделяя с ними их переживания и даже неприязнь к спасателям. Эти заложники и после оссвобождения сочувствуют захватчикам, защищая их, арестованных. Опасность, общая для террористов и удерживаемых ими заложников, сплачивает, «роднит» одних с другими. Легковесным политикам и судебным следователям бывшие заложники начинают казаться «пособниками» захватчиков-террористов. Многие из заложников после освобождения нуждаются в психологической помощи, а часто и в лечении душевных и телесных расстройств.

Как выжить, если ты оказался в заложниках (алгоритм выживания)

1. Лучше испачкаться грязью, чем кровью. Это армейский принцип. Ни одна акция по захвату заложников не обходится без предварительных приготовлений. Их-то и можно заметить, хотя бы на подсознательном уровне. У террористов меняется поведение, мимика, тембр голоса и порой даже запах. Потенциальные заложники могут заметить какие-то передвижения по залу. На эти вещи нужно обратить внимание и сделать соответствующие выводы. К сожалению, люди боятся показаться смешными, а поэтому отметают от себя сигналы потенциальной опасности. При захвате на Дубровке именно так и было. Заложники, находившиеся в партере, признавались, что заметили какое-то передвижение по залу, «что-то происходило». Но никто из них не насторожился. А после первых минут захвата многие не хотели верить в него, и мало кто использовал свой шанс убежать и спастись . Кого-то в зале держало обыкновенное любопытство — а что же будет дальше?

2. Нужно отключить эмоции. С момента захвата у вас должна быть одна цель — спастись. Хоть это и нелегко, нужно отбросить эмоции и реально оценить ситуацию. Главное — не поддаваться панике и унынию. Помните, в первую очередь террористы уничтожают паникеров и истеричек. Если совладать с собой сложно, придумайте для себя какое-нибудь занятие. Например, отмечайте действия террористов, кто во что одет и т. д. Выдержать огромный стресс смогли не все. У одного мужчины случилась истерика. Он бросился бежать. Террористы застрелили его и ранили еще двоих. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, многие рассказывали о себе и своих семьях. А одна молодая женщина до сих пор уверена, что выжить ей удалось только благодаря тому, что на протяжении почти 4 суток она отвинчивала номерок от театрального кресла.

3. Станьте незаметным. После того как вам удалось взять себя в руки, начинайте активно себя спасать. Для этой цели хорошо раствориться в толпе. Станьте как все. Если у вас яркая одежда снимите ее, если вы высокий ростом — пригнитесь. После этого можно устанавливать контакт с окружающими людьми. Если сосед начинает вести себя неадекватно, постарайтесь его успокоить, вплоть до рукоприкладства. Его истерика — это источник опасности для вашей жизни. С террористами нужно вести себя максимально нейтрально и благожелательно. Самому ни о чем не спрашивать; а когда спрашивают, отвечать четко и ясно. Помните, что многие не любят, когда им смотрят прямо в глаза, сочтя это за вызов. Движения должны быть медленными и плавными. Если вы хотите достать из внутренних карманов расческу или лекарство — лучше это проговорить. Иначе могут подумать, что вы полезли за оружием. И помните, заложник — это человек вне общепринятых норм. Если вам не разрешают выйти в туалет — лучше сходить прямо на месте, чем лишний раз просить разрешения у террористов.

4. Режиссируйте штурм. Понятно, что штурм рано или поздно будет. Возможно, будут жертвы. Вам важно не попасть в их число. Все ваши мысли должны быть направлены на то, чтобы уцелеть. Как вас могут освободить? Может, взорвут стену. Тогда нужно по возможности переместиться на безопасное расстояние от всех стен. Возможен пожар. Лучше избавиться от синтетической одежды и уж тем более колгот, иначе 100%-ный ожог гарантирован. Если начнется пожар — будет паника. Причем надо попытаться рассчитать и запомнить свой путь, чтобы не растеряться, когда потухнет свет. Нужно вспомнить, где выход. Ребенка посадить на плечи, чтобы не затоптали. А может, применят газ. Снимите с себя белье и положите в карман. Перед началом намочите (пописайте, в конце концов!) и положите на лицо. Наверняка будут стрелять. Наметьте себе безопасное место и продумайте, как вы туда доберетесь. Поговорите с соседями, есть ли у них хлопчатобумажное белье или одежда. Разорвите ее на бинты. Снимите ремень и засуньте в карман. Если ранят вас или соседа — это станет жгутом, который может спасти жизнь.

При штурме выжили в основном те, кто не спал. Многие заложники утверждают: они чувствовали, что именно в эту ночь будет операция по освобождению. Некоторые договорились с соседом о дежурстве — часть ночи спит один, дежурит другой и наоборот. Многие догадались сделать себе маски из ткани, сумок, свитеров. Одна женщина использовала для этого даже гигиенический пакет.

5. Не бросайтесь на шею спецназу. И вот — штурм. Вы видите освободителей. В пылу боя вас могут перепутать с противником, поэтому дождитесь, пока стихнет пальба, и лишь потом смело выражайте свою благодарность. Стоит также помочь им, рассказать, где и в каких количествах могут находиться другие заложники.