Предыстория события такова: ещё в детстве местной девочке Гюзель Биктимировой было явление. К ней, по её словам, пришли два святых и наложили амонат (в исламе: то, что Аллах вверил, поручил людям. Понимается, как отданное на ответственное хранение – в роли амоната могут выступать как материальные, так и нематериальные ценности). Она выполнила это поручение.

Что же за святые покоятся в Юртоборе? Здесь надо углубиться в историю, в период, когда ислам пришёл в Западную Сибирь.

Из официальных источников известно, что появился он в начале XV века в окружении Тохтамыша. В 60-70-е годы XVI столетия хан Кучум сделал ислам официальной религией Сибирского ханства. Однако среди мусульман Западной Сибири бытует предание, согласно которому ислам проник на эту территорию раньше – в 1394 году.

В это время произошло прибытие группы из 366 шейхов из Бухары, последователей суфийского учителя Бахауддина Накшбандийа. Они прибыли вместе с ханом Шейбаном и 1700 воинами для распространения учения ислама среди язычников Западной Сибири. Но гостей с юга сибиряки встретили не с распростёртыми объятиями. Некоторые ушли на восток, другие оказали вооружённое сопротивление. Из исторических документов известно, что 300 шейхов погибли в сражениях, 60 вернулись в Бухару. А шесть остались в наших краях.

Один из воинов ислама и поселился в Юртоборе.

Гюзель Биктимирова, помня о явлении в детстве, начала с друзьями активные поиски в архивах. Таким образом они извлекли из небытия имена одного из шейхов и его близкого друга.

Итак, это Абу Абдул ибн Хадрип (местных он просил называть себя Хатип), а также его друг и соратник из местных жителей Хазрат Мухтаббар.

Хатип был связан родственными узами с шейхом Дауд Ата из Кандагара из детей имама Джафара. Прибыл сюда в качестве проповедника и целителя. По преданию, он мог лечить ноги и сердце, а также ставить на место голову тем, кто её терял (в смысле ума и благоразумия).

Мухтаббар был из местных и получил это имя после того, как стал одним из лучших учителей ислама. По сути это даже не имя, а некое обозначение статуса, означающее в переводе «уважаемый».

Обо всём этом автору этих строк рассказал Анатолий Иванов –  тюменский блогер, знаток святых мест региона.

Ну, а 5 октября была установлена табличка на дорожном указателе. Верующие посетили место захоронения Хатипа. Кстати, местные жители всегда оберегали могилу, меняли ограждения. Последние, в отличие от современных, сделаны в виде шестиугольника. Рядом расположены ещё несколько древних могил. Кто в них захоронен – сейчас никто не помнит. На кладбище имамы Вагиз Ильясов из Чечкино и Мансур Сулейманов из Тюмени провели намаз. После посещения кладбища в местном клубе Гюзель Биктимирова, её мама Сарвар, подруги Татьяна и Надежда, а также многие жители Юртобора провели курбан (обряд поклонения).

Остаётся лишь назначить смотрителя астаны, который сможет показать места захоронения святых, и поставить ящик для садака (добровольной милостыни), который они смогут грамотно использовать в халяльных целях на нужды своей деревни. Пока что неофициальным смотрителем юртоборовского кладбища является Ахметхан Балдин. Он был депутатом Староалександровской сельской Думы, пока она существовала. Кстати, Ахметхан рассказал автору этих строк, что в давние времена Юртобор и Тарханы были единым населённым пунктом, известным как Тархан-кала. Позже некоторые жители переселились на противоположный берег реки Тап. Так возникли Тарханы. Помимо исламских святых, на местном кладбище покоится также Герой Советского Союза Анвар Мадиевич Калиев. Жители Юртобора очень бережно относятся к исторической памяти. Этим летом они отремонтировали памятник землякам, которые сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны.