Организация, о которой пойдёт речь ниже, в 70-80-е годы прошлого столетия помогала аграриям увеличивать посевные площади, а в 90-е стала флагманом строительной индустрии Ярковского района. Сегодня, в силу объективных и субъективных причин, о ней остались лишь добрые воспоминания.
По меркам человеческой жизни передвижная механизированная колонна №15 просуществовала недолго. Организация была создана на базе Иевлевского филиала Байкаловской ПМК и принадлежала Министерству водного хозяйства СССР. Основным видом её деятельности была мелиорация.
Как известно, Ярковский район находится в зоне тайги. В 60-е годы у нас началось интенсивное развитие сельского хозяйства. Значительно увеличилось поголовье крупного рогатого скота. Требовалось большее количество пахотных земель. Где их взять? Отвоевать у леса, осушить болота! Здесь-то и понадобилось специализированное предприятие. Передвижная механизированная колонна начала активно создавать клетки на бывших болотах, где отлично росли посеянные кормовые травы.
С переездом из Иевлево в Ярково потребовалось большое количество строительных работ. На новом месте надо было создавать производственную базу, а также строить жильё для работников. Со всеми этими задачами последние успешно справились.
Именно об этом периоде истории колонны любят вспоминать сегодня ветераны предприятия. Ниже – рассказы двух директоров ПМК.
Как-то Иван Михайлович Андриянов принёс автору этих строк фото, где он изображён с главным редактором «Ярковских известий» (в то время газета называлась «Знамя коммунизма») Петром Васильевичем Лобачем на фоне фонтана. Я попросил рассказать об истории этого снимка.
«В 80-е годы в ПМК-15 подобрался отличный коллектив настоящих профессионалов, – начал издалека свой рассказ бывший директор. – Это главный бухгалтер Гульниса Адыевна Фахрутдинова, главный инженер Олег Геннадьевич Телевич, главный механик Валерий Владимирович Рачонок, Николай Иванович Залевский, который занимался строительством. Под руководством этих людей за относительно короткое время удалось построить посёлок и производственную базу. Там, где появились наши контора и гаражи (ныне на этом месте два многоквартирных дома и магазин «Уют»), до этого было болото, в котором застревали «Кировцы». А на месте, где возвели посёлок, была настоящая свалка. Сколько мы засыпали песка и вырыли водоотводных каналов для благоустройства! Ярково в то время было гораздо меньше. В районе современных улиц Мира и Аэродромной мы срезали дёрн (Телевич с Рачонком придумали специальный механизм) и стелили его на базе и в посёлке. Кульминацией этого строительства стал фонтан. Идею подсмотрели в Доме ветеранов, директор которого Анатолий Иванович Севрюгин также соорудил водный фейерверк. Нашлись энтузиасты среди сварщиков, которые сварили конструкцию, самостоятельно выточили форсунки. И фонтан заработал! Рядом была сооружена эстрада, на которой выступал для работников вокально-инструментальный ансамбль «Мелиоратор» под руководством Владимира Паршукова. У меня до сих пор звучит в ушах голос Николая Залевского – он, как и его брат Виктор, отлично пел. Кроме того, мы обустроили часть берега озера Светлого, сделали пляж, которым до сих пор пользуются ярковчане. У ПМК были собственные столовая и подсобное хозяйство. За эти достижения в своё время нам вручили переходящее знамя райкома партии. Главное же, удалось создать комфортные условия проживания для наших работников».
Вообще, у ПМК-15 имелись достижения не только в благоустройстве. Часто приходилось принимать и нестандартные решения. Об этом – следующий рассказ.
«В Сибирь я приехал по распределению в 1981 году после окончания Белорусской сельхозакадемии, – рассказывает Олег Телевич. – Сначала работал мастером, потом прорабом, потом главным инженером, а в 1987 году был назначен директором ПМК-15. Мы активно осушали болота, готовили в клетках сенокосные угодья, а кое-где и пашню. Занимались строительством. Финансирование шло от Минводхоза. Воспоминаний много. Расскажу о некоторых, когда требовалось принимать нестандартные решения. Однажды необходимо было сделать прокол под автотрассой Тюмень – Ханты-Мансийск на 90-м километре. Там требовалось сбросить воду из мелиоративных каналов. Перекрывать дорогу было нельзя. По подсказке коллег из Тюмени мы
установили в трубе шлямбур и постепенно начали бурить и продвигаться. Так, не останавливая движение автотранспорта, мы смогли проложить трубу, обеспечив сброс талых и болотных
вод. Второй момент – была поставлена задача спрямить русло Тобола возле Маранки, чтобы река не наступала на село. Просто прорыть канал экскаватором было невозможно. Тогда я обратился к коллегам из ПМК-27 нашего министерства, которые специализировались на взрывных работах. С помощью динамита канал был сделан. Весной по нему побежала вода, дальше подошёл земснаряд, новое русло расширили и углубили. В итоге, Маранка была спасена. А уж сколько нестандартных решений было принято во время строительства посёлка ПМК-15 – не счесть. Без выдумки, без смекалки не обходилось».
В начале 90-х было ликвидировано Министерство водного хозяйства СССР. Многие предприятия, занимавшиеся орошением и осушением, оказались предоставлены сами себе. Заказов на
мелиоративные работы стало меньше. Надо было как-то выживать. ПМК-15, имея опыт строительных работ, постепенно начала возводить дома и объекты соцкультбыта. Олег Геннадьевич с гордостью вспоминает строительство часовни в Доме ветеранов. Её возвели практически без проекта. Однако, вначале двухтысячных предприятию постепенно перестали поступать заказы. В район начали активно заходить строительные организации со стороны, причём не обладавшие ни специалистами, ни спецтехникой. Закон о тендерах тогда ещё не был принят, а возможности выйти на внешний рынок у ПМК не было. Постепенно колонна пришла в упадок.
Очень жаль, что не удалось сохранить такое самобытное предприятие. Но оно оставило о себе хорошую память. На многих кирпичных зданиях в районе красуются розочки. Этот своеобразный автограф придумал и внедрил каменщик Владимир Мазохин.

