Супруги Завьяловы

Его детство выпало на тяжёлые военные годы. Когда Коле исполнилось шестнадцать, он покинул родную деревню Смирнову Плехановского сельсовета и стал работать в лесопильном цехе посёлка Урал (существовал когда-то такой населённый пункт в нашем районе). А в 60-е годы, в период освоения целинных земель, перешёл работать в колхоз, который позже стал совхозом «Красный Север».

Именно в этом хозяйстве и проявился его талант. Став во главе совхоза, Завьялов вывел предприятие в число лучших. В Караульнояре в то время не хватало рабочих рук, и тогда Николай Трофимович начал приглашать сюда жителей Чувашии. Вскоре переселенцы с берегов Волги ярко проявили себя на новом месте, став одними из лучших животноводов и механизаторов в районе. Караульноярская и Новокурская молочно-товарные фермы были лучшими в районе по надоям. Земледельцы собирали рекордные урожаи. Многие получали правительственные ордена и медали.

В 70-80 годы активно велось строительство производственных объектов совхоза, а также жилья и социальных объектов. Когда трасса Тюмень – Ханты-Мансийск прошла мимо Караульнояра, Завьялов настоял на строительстве дороги с твёрдым покрытием до села, чтобы оно не оказалось на задворках.

«Многие земли «Красного Севера» были отвоёваны у болота, – вспоминает Иван Андриянов, бывший в те годы начальником Иевлевского участка Байкаловской ПМК. – Николай Трофимович тщательно следил за отвоёванными у природы полями. Нам, мелиораторам, приходилось постоянно чистить осушительные каналы. Земли, богатые органикой, давали и хороший урожай зерновых, и приличные укосы сеяных трав».

Пришли времена горбачёвской перестройки. Стало модным, где надо и не надо, внедрять «демократию». И в «Красном Севере» решили провести выборы директора. На них, неожиданно, Завьялов проиграл. Но унывать этот незаурядный человек не стал. Да и районное руководство понимало, что такими кадрами разбрасываться не следует. В последующие годы Николай Трофимович был руководителем Ярковской нефтебазы, затем директором Райзаготконторы. На заслуженный отдых в возрасте шестидесяти семи лет он вышел с поста главы администрации Караульноярского сельского поселения.

Ещё в молодости Николай женился на кареглазой караульноярской красавице Лиде. Молодые люди начали свой путь в большую жизнь, учились, поддерживали друг друга. Оба достигли определённых высот. Николай стал директором одного из лучших хозяйств района, а Лидия – директором местной школы. Чета Завьяловых прожила вместе пятьдесят два года. Супруги воспитали двух дочерей – Татьяну и Светлану.

После выхода на пенсию Николай и Лидия Завьяловы жили в Караульнояре, вели хозяйство, разбили большой огород. Позже младшая дочь переманила Николая Трофимовича и Лидию Васильевну в город. Завьяловы переехали в Омск, поближе к внукам.

«Родные и близкие им люди видели, что это решение даётся семье нелегко: им трудно оторваться от устоявшегося уклада деревенской жизни. Расставаясь с малой родиной, очень переживали. Но решение было принято. В майские праздники 2004 года они вселились в квартиру на шестом этаже. Николай Трофимович долго не мог привыкнуть к новому образу жизни, часто бывал на природе, на даче дочери», – написала в статье «След на земле» в октябре 2011 года внештатный автор нашей газеты Галина Важенина.

Материал тот был с грустной ноткой, ведь 1 июня того же года Николай Трофимович окончил свой земной путь. «Жители Ярковского района, услышав имя Николая Завьялова, сразу мысленно представят себе высокого, статного и красивого человека с удивительными живыми и умными глазами, высоким лбом и вьющимися волосами. Весёлого, энергичного, открытого, ко всему неравнодушного и очень беспокойного. Ответственность, порядочность, трудолюбие и совестливость – вот те качества, которые вели по жизни Николая Трофимовича», – такой характеристикой из той статьи и завершим наш небольшой рассказ об этом человеке.