Как известно, человек остаётся в памяти по его делам, заслугам. Если о нём вспоминают хорошим словом, то, значит он прожил жизнь не зря. Наш сегодняшний рассказ — о человеке, который был награждён двумя значимыми орденами СССР. При этом, о нём с теплом отзываются те, кому посчастливилось проработать рядом многие годы…

18 октября 1958 года в колхозе имени Куйбышева начал работать молодой агроном. В Новосёлово его ждали. Во-первых, он был местный, во-вторых, являлся стипендиатом во время учёбы в Тюменском сельскохозяйственном техникуме (позже это среднеспециальное учебное заведение стало институтом, ныне же это аграрный университет). Интересно, что стипендия колхозным студентом выплачивалась своеобразно. В месяц им зачисляли 40 трудодней. Когда эту «валюту» переводили в деньги, получалось 20 рублей.

Так Константин Колчанов стал хозяином обширных полей от Варвары до Маёвки. В этой должности он проработал почти три года. 2 августа 1961 года колхозники единодушно избирают его председателем. «Я сам рекомендовал Константина, – сказал бывший председатель этого хозяйства Николай Семёнович Губкин, которого партия направила в другой колхоз — «Советская Сибирь». – Видя, как работает молодой специалист, был уверен — он не подведёт».

И не подвёл! Колхоз под руководством Колчанова стал стремительно развиваться: осваивались новые посевные площади, приобреталась техника, строились животноводческие фермы, жильё для колхозников и работников социальной сферы. Хозяйство, носившее имя русского революционера и видного партийного деятеля, в шестидесятые-семедисятые годы добивалось хороших производственных показателей. К примеру, площадь пашни с 2700 гектаров увеличили до пяти тысяч. Это только в одном предприятии. А сегодня во всём Ярковском районе этот показатель меньше…

Но не всё было так гладко. Так, 1972 год запомнился нашествием водяных крыс, плюс нескончаемые дожди, усложняли уборочную страду. Нужно было ускорить обмолот хлебов. В хозяйстве было только одиннадцать комбайнов, от соседей помощи ждать не стоило — они также буксовали. Колчанов узнал, что в Тюменском районе уборка подходит к концу и обратился к директору совхоза «Каскаринский», Герою Социалистического Труда Ивану Каргаполову за помощью. Тот охотно согласился помочь. В итоге, в колхоз имени Куйбышева прибыли двенадцать комбайнов. Уборку завершили за три дня!

Были и другие случаи, когда надо было проявить умение руководителя. Вот строки из статьи Сергея Шовадаева в газете «Знамя коммунизма»: «Невезучим был для председателя 1983 год. Повсюду отставание и конца ему не видно. Доставалось председателю, ох, как доставалось. Но отставания эти удалось наверстать, колхоз в итоге с хорошими показателями завершил планы одиннадцатой пятилетки, с хорошим заделом перешёл в двенадцатую».

А ещё наш коллега отметил старомодный стиль управления Колчанова. Например, все расчёты он делал в уме, хотя зеленоглазый калькулятор «Электроника» был под руками. Его рабочий кабинет был скудным, со старой, видавшей виды мебелью. На это журналист сам нашёл ответ: не любит председатель транжирить колхозные деньги.

Особенно журили новосёловского председателя во время сенокоса. Мол, в других хозяйствах вовсю применяют механизированный метод заготовки грубых кормов, а в «Куйбышеве» стогуют вручную. На это у Колчанова был контраргумент: при дедовском методе сено более качественное, нежели зарулоненное или застогованное трактором. А у коровы, как говорится, молоко на языке. В итоге результаты говорили сами за себя. Не зря же Константин Андреевич дважды удостаивался ордена Трудового Красного Знамени.

По прошествии времени о Колчанове у людей, хорошо его знавших и работавших с ним, остались исключительно светлые воспоминания. К примеру, сын Николай, который пошёл по стопам отца, и также был председателем колхоза в Заводоуковском районе, сказал: «Удивляюсь, как папа мог работать без ругани. Я, например, мог порой и «вскипеть», а его манера была мягкой, но в то же время эффективной».

В конце шестидесятых Константин Колчанов вернулся в Новосёлово не один. В Тюмени он женился на однокурснице с необычным для наших мест именем Ия. «Костя был идеальный муж, – сказала Ия Дмитриевна во время телефонной беседы. – Никогда не слышала от него грубого слова. В семье всегда царила дружба и взаимопонимание».

Новосёловскую школу строили хоть и не на колхозные деньги, но базовое хозяйство оказывало посильную помощь во время строительства. К тому же хозяйство предоставляло молодым педагогам жильё, выплачивало стипендии выпускникам, причём обучающимся не только по сельскохозяйственным специальностям, одним словом, помогал во всём. Во время одного из юбилеев школы учителя написали на страницах «Ярковских известий»: «Помощь, которую оказывал колхоз была роскошью, фантастикой. Но отчасти напрасной. Хотя на нашей территории не было стихийных бедствий, боевых действий, то, что осталось от хозяйства, сегодня выглядит именно так».

Конечно, жаль, что колхоз не удалось сохранить — он сгинул в эпоху ельцинских «реформ». Но ведь память о таких, как Константин Андреевич Колчанов, жива. Поэтому давайте будем верить, что придёт время возрождения.