«В последнее время мы столкнулись с тем, что всё меньше и меньше молодых людей знает свой родной язык, – говорит Татьяна Фабрикова. – Многие не знают, каким образом зыряне появились на ярковской земле. Поэтому мы и решили сделать хотя бы небольшой шажок к тому, чтобы культура коми-зырянского народа не растворилась, исчезнув бесследно».
В феврале 2023 года состоялся переезд музея из сельского клуба в новое здание – настоящую избу. «Зырянская изба» вошла в состав этнографического центра «Ягвыл», организованного предпринимателем Андреем Митиным.
«Первые зырянские избы по большей части и были таковыми, – говорит о современном виде музея Юлия Уляшева. – Это потом уже стали появляться перегородки, к избам пристраивались дополнительные помещения. Вначале же наши предки жили в таких простых однокомнатных домах».
После переезда в новое помещение музею стало заметно просторнее по сравнению с клубным периодом. Тем не менее, места для всех собранных экспонатов по-прежнему не хватало, поэтому напрашивался вопрос о дальнейшем расширении. Оно состоялось в 2024 году – тогда у избы появилась просторная веранда, куда «перекочевали» многие предметы быта.
Популярным местом у населения «Зырянская изба» стала практически с момента своего появления – посетители в музее есть всегда. При этом на порядок больше их стало после переезда в «Ягвыл». В староалександровском музее часто бывают организованные экскурсии. В день нашего приезда хозяйки готовились к встрече гостей из сёл Тураево и Каскара Тюменского района.
«Пока что наши гости по большей части приезжают сюда из других районов, – отмечает Юлия Уляшева. – Надеемся, что будут чаще посещать наш музей и жители Ярковского района». Также наша собеседница рассказала о реакции на уголок истории посетителей придорожного кафе «Ягвыл». Каждый раз, узнавая, что рядом есть музей, они охотно приходят сюда, а затем целенаправленно привозят в Староалександровку детей и родственников.
Сегодня хранительницы музея могут рассказать о каждом имеющемся здесь предмете старины и показать, каким образом он использовался. Впрочем, этим их деятельность не ограничивается. Если у вас возникнет желание посетить «Зырянскую избу» организованной группой, необходимо заранее предупредить об этом Татьяну Фабрикову и Юлию Уляшеву. После этого они предложат вам пройти мастер-классы. В частности, Татьяна научит посетителей печь шаньги или зырянский рыбный пирог чери-нянь в русской печке. А Юлия покажет технологию изготовления национальных оберегов акынь. Кроме того, здесь можно будет услышать песни вокальной группы «Зарни Арлыт» («Золотой возраст») или ансамбля народных инструментов «Весёлые ребята», которым руководит Иван Фабриков – муж Татьяны.
Недавно в культурной программе музея появился ещё один пункт: по завершении экскурсий и концертов гости могут самостоятельно помузицировать. В роли инструментов для них выступают пила, стиральная доска, чугунки и деревянные ложки. «Иван Леонтьевич играет какую-нибудь народную мелодию на гармони, а гости в такт ему извлекают звуки из собранных у нас предметов быта, – продолжает Юлия Уляшева. – Бывает, люди настолько входят во вкус, что получается самый настоящий инструментальный концерт. Кстати, в старину именно так и было. Далеко не каждый селянин мог позволить себе иметь музыкальные инструменты, поэтому на праздниках в ход шли любые предметы, способные издавать звуки».
Осенью прошлого года сотрудники «Зырянской избы» приняли участие в зырянском празднике урожая «Чомэр», который прошёл в соседнем селе Ивановка Ялуторовского района. В старину в этот день на улицах варили капусту в больших казанах – это один из способов заготовки данного овоща на зиму. После варки капусту укладывали в бочки с различными специями.
«Организаторам праздника наша капуста понравилась больше, чем местная, – говорит Татьяна Фабрикова. – Дело в том, что у меня сохранился бабушкин рецепт: капуста варится с тмином, приобретая особый неповторимый вкус, после чего в неё добавляют клюкву или свёклу, а также укроп и чеснок».
Кстати, свой традиционный праздник «Кольк пуван лун» (яичное заговенье) есть и в Староалександровке. По сути, это аналог Сабантуя, проводимый через неделю после Троицы. Татьяна и Юлия являются одними из организаторов этого красочного мероприятия.
Коллекция экспонатов музея «Зырянская изба» постоянно пополняется. Старинные вещи сюда приносят, в основном, жители села. Впрочем, в последнее время к ним присоединяются и жители других населённых пунктов, побывавшие здесь на экскурсиях хотя бы раз: у многих по сей день хранятся дома предметы быта, прикладного искусства, доставшиеся от предков.
Одним из наиболее ценных экспонатов хозяйки музея считают старинный кошель из оленьего меха, привезённый сюда гостями из Республики Коми. Также в музейной коллекции имеются обручальные кольца, которые носили когда-то бабушки и дедушки нынешних жителей Староалександровки.
Среди новых экспонатов есть и иконы. Особо здесь хранят и чтут небольшую иконку со стёршимися от времени образами – она стала настоящей защитницей села.
«Иконка спасала жильё и хозяйства жителей Староалександровки трижды, – рассказывает её историю Татьяна Фабрикова. – Дважды – в 1941-м и 1947-м годах – от наводнения. Причём, по воспоминаниям стариков, наиболее страшным оказался паводок сорок седьмого года. Вода тогда резко поднялась и вместе с нерастаявшим льдом начала надвигаться на село: льдины буквально срезали прибрежные кусты и деревья. Людям оставалось тогда только молиться.
А полвека спустя, уже в начале двухтысячных, на Староалександровку шёл огонь – горел лес. В селе тогда многим было трудно дышать. Школьники буквально дежурили возле стариков, меняя им намоченные тряпичные маски. Многие дежурили у себя в огородах и на улицах, едва уворачиваясь от горящих шишек, которые летели, словно бомбы. Верховой пал тогда подошёл вплотную к кладбищу – мы думали, что огонь не пощадит место захоронений. И тогда старики вновь вышли с этой иконкой и начали молиться. Жители села стали тогда свидетелями настоящего чуда: огонь на наших глазах словно упёрся в невидимую стену перед кладбищем, после чего отступил».
На будущее у сотрудников «Зырянской избы», как водится, большие планы. К примеру, рядом со зданием музея они хотели бы разместить коллекцию сельхозинвентаря, использовавшегося в былые времена.
«Главная цель нашей деятельности – сохранение памяти о далёких предках, – подвели итог беседы смотрительницы музея в Староалександровке. – Без неё, без своей истории любой народ теряет свою национальную идентичность, перестаёт быть народом, как таковым».




