Тобол после слияния с Турой уже не такая многоводная река. От Покровского вверх по течению по нему никогда не ходили суда, и мосты через эту реку строили не такими высокими, чтобы их не сносило течением в период высоких паводков.
В нашем районе автомобильных мостов через Тобол два. Один и самый большой находится на федеральной трассе Тюмень-Ханты-Мансийск, второй, значительно меньше, на автодороге Староалександровка – Большое Чечкино. Последний построен около двух десятков лет назад в бетонном исполнении. До этого мосты здесь строились деревянные и легко сносились ледоходом или течением в период большой воды. И сейчас останки тех старых деревянных мостов можно увидеть вблизи этих населённых пунктов. Но, как выяснилось в прошлом году, был ещё один мост – каменный, неподалёку от Большого Чечкино.
Уровень воды в Тоболе в прошлом году был рекордно низким. Именно тогда один из местных жителей – Фирзинат Мукминов – обнаружил в русле какое-то сооружение из камня. Объект находится в трёх-четырёх километрах вниз по течению от Большого Чечкино, напоминает мост и располагается поперёк русла реки. По нему можно было ходить посередине реки, но в болотных сапогах. Сооружение было около восьми метров шириной, то есть как проезжая часть дороги. У берегов оно заканчивалось, видимо смытое за многие годы течением.
В прошлом году мужчине удалось достать даже несколько камней из кладки «моста». В нашей местности таких нет. Кто проезжал через Урал, мог видеть такие «слоёные» каменные породы. Камни из Чечкино напоминают именно их, и заключение по ним может дать только специалист.
Возникает вопрос – что это? Древний каменный мост ещё «доермаковского» периода? Но дорог здесь никогда не было. В те времена их не было в принципе, а транспортными артериями были реки. Хотя, по утверждению местных жителей, Чечкино находилось немного не в том месте, что располагается сейчас и, вполне возможно, мост был нужен. Опять же возникает вопрос – до какой степени была востребована эта дорога в плане перевозки товаров и передвижения людей, чтобы возводить мост? В те времена дело это было невероятно сложным. Сколько же камней нужно было привезти на лошадях с Урала, чтоб его возвести! К тому же мосты строятся, как правило, на перекатах рек. То есть там, где русло расположено ровно и на каком-то расстоянии нет поворотов. А в том месте, где найден объект как раз поворот и один из берегов достаточно крут и высок. Неудобно. Хотя за столетия Тобол мог сто раз поменять своё русло.
Ещё Тобол является рекой с достаточно интенсивным течением. И мостовое сооружение должно было предполагать какие-то арки для прохода воды. Иначе его снёс бы первый же ледоход. Может быть, они и есть. Судить об этом мы пока не можем.
Ещё одна версия появления этого гидротехнического сооружения: это некая плотина или запруда, не позволяющая упасть уровню воды в верховьях Тобола в засушливые годы ниже определённого уровня. Тогда почему именно здесь? А может быть это выход естественных пород? Да, местность у нас равнинная, пойменная. Каких-то каменных отложений не найти. Такое тоже может быть, учитывая сколько грунта унёс за века Тобол вниз по течению.
И все же версия моста самая вероятная. Рядом, с другой стороны реки, находятся Тарханы. Пару лет назад археологи нашли здесь останки древнего острога. Таким образом, поселение было достаточно большим. Жили здесь и татары, и русские. «Тархан» в переводе с тюркского «представитель привилегированного сословия татарской знати». Он пользовался налоговыми льготами и сам, в свою очередь, мог собирать налоги с жителей и проезжающих по его землям путешественников. А так как основной и единственной транспортной артерией в то время была река, возникла необходимость построить некое перекрытие для того, чтобы грузо-товарные суда не могли беспрепятственно проходить мимо вниз по течению, не заплатив подать.
Данные версии – всего лишь предположения и не претендуют на научные. Ясно одно – есть некий, скорее всего рукотворный искусственный объект, тайну которого скрывает Тобол. А значит, есть поле деятельности для учёных историков-краеведов, геологов и гидрологов. Может быть, для начала обследовать его самым простым способом – бытовым эхолотом? Есть энтузиасты? Может быть, вас ждёт большое открытие! Хороший подарок к столетнему юбилею Ярковского района.