— Александр Борисович, под вашим началом непосредственно сама станция?
— Не станция, а газокомпрессорная служба. В моём подчинении 38 человек. Это сменные инженеры, начальники цехов, машинисты, инженеры по ремонту и слесаря по ремонту технологических установок. А станция – это сложная система, включающая, помимо нашей службы, ряд других подразделений.
— Что представляет сегодня из себя КС-10?
— У нас два компрессорных цеха. В первом цехе с 2008 по 2012 год прошла реконструкция. Заменили основной состав ГПА (газоперекачивающий агрегат). Сейчас в нём пять газоперекачивающих агрегатов ГПА16МГ90 с приводными двигателями ДГ-90 и два ГПА «Коберра-182». Во втором цехе установлены восемь агрегатов ГТК-10-4. Суммарная мощность станции – 185 мегаватт.
— Сколько за сутки могут перекачать газа эти два цеха?
— В последнее время среднесуточный объём перекачиваемого газа составляет 140-160 миллионов кубометров.
— Чтобы было понятно читателям, сколько этого количества голубого топлива хватило бы для Ярково?
— В среднем в холодное время года расход газа через газораспределительную станцию «Ярковская» в сутки составляет порядка 70-80 тысяч кубометров. То есть, то количество газа, которое мы перекачиваем за сутки, для района хватило бы как минимум на четыре года.
— Станция работает как часы или всё же бывают незапланированные остановки?
— Конечно, бывают. Ведь постоянная работа агрегатов не может протекать без сбоев. В соответствии с наработкой ГПА у нас предусмотрены периодические ремонты, которые позволяют своевременно диагностировать и устранять неисправности. К тому же регламентные пробные пуски агрегатов способствуют минимизации отказов оборудования.
— В ближайшее время какая-нибудь реконструкция предвидится?
— Проведение крупных ремонтных работ на технологическом оборудовании в ближайшие годы не планируется. Не так давно мы провели ремонт подключающих шлейфов компрессорных цехов. Последний такой ремонт прошёл два года назад.
— Расскажите об агрегатах «Коберра».
— Это английские газоперекачивающие агрегаты, которые были введены в эксплуатацию в 1979 году. Приводной двигатель у этих газоперекачивающих агрегатов газогенератор «Эйвон» фирмы «Ролс-Ройс», центробежный нагнетатель RF2BB-30 производства фирмы «Купер Бессемер».
— А ГПА-16МГ90 откуда?
— Это агрегаты с приводными двигателями ДГ-90, произведёнными в Николаеве на государственном предприятии «Заря» – Машпроект» Корпуса центробежных нагнетателей, подшипниковые и уплотнительные узлы английские, сменная проточная часть нагнетателей производства фирмы «Компрессорный комплекс» из Санкт-Петербурга.
— Получается, что производство двигателей находится в недружественных государствах. А случись что, где брать замену? Есть ли альтернатива?
— Для замены приводных двигателей ГПА «Коберра-182» есть в наличии резервные газогенераторы «Эйвон». Ремонт подшипниковых и уплотнительных узлов нагнетателей газоперекачивающих агрегатов ГПА 16МГ90 и «Коберра-182» выполняется на ремонтной базе предприятия ООО «ГСП Ремонт» в Сургуте. На предприятии ПАО «Тюменские моторостроители» налажена технология проведения капитального ремонта украинских двигателей ДГ-90. Также на этом заводе планируется выпуск аналога этих двигателей, так, что у нас своевременно прошёл процесс импортозамещения.
— Если большое количество оборудования произведено в 70-е годы прошлого столетия, то это значит, что оно качественное?
— Да, это так. Но долгосрочная и надёжная работа оборудования зависит от правильной эксплуатации, квалификации персонала, проведения своевременных диагностических и ремонтных мероприятий, чем и занимается наша служба.
— Расскажите о коллективе.
— На сегодняшний день коллектив газокомпрессорной службы состоит в основном из опытных работников, некоторые отработали на предприятии больше двадцати лет. Но люди в отличие от агрегатов не могут работать вечно. Многие уходят на заслуженный отдых. В последнее время коллектив пополнился молодыми специалистами.
Эксплуатация технологического цехового оборудования осуществляется под руководством начальников цехов Сергея Тарасова и Константина Лешакова.
Управление режимом работы компрессорных цехов осуществляет сменный персонал – инженеры Дмитрий Ганихин, Павел Титов, Андрей Дмитриев и Сергей Котлов. Старшим сменным инженером является Александр Ревягин.
Машинисты технологических компрессоров изначально считались своеобразной элитой станции, ведь от них непосредственно зависит процесс бесперебойной перекачки газа. Сегодня у нас трудятся Константин Асеев, Вячеслав Хохлов, Сергей Мокринский, Олег Иванов, Павел Ганихин, Александр Паршуков, Александр Неручев, Евгений Кудымов, Дмитрий Захаров, Даниил Синягин, Эмиль Иянов, Дмитрий Кругликов, Дмитрий Ахминеев, Сергей Маркелов, Денис Прусаков, Александр Кузьмин, Андрей Калинин и Анатолий Кринкин. Формированием и ведением производственно-эксплуатационной документации занимается инженер Павел Нефёдов. Ремонтом технологического оборудования руководят инженеры по ремонту Иван Залесов и Александр Обруч. Под их руководством трудятся слесари по ремонту технологических установок Владимир Плеханов, Олег Черных, Артём Тарасов, Виктор Лисицын, Вячеслав Трофимов, Андрей Гребеньков, Виктор Ашомок и Никита Плеханов. На станочном оборудовании РММ работает токарь Михаил Колчанов.
У многих наших сотрудников на КС-10 работали родители, поэтому преемственность поколений – дело привычное. Яркий пример – слесарями по ремонту работают отец и сын Плехановы Владимир Анатольевич и Никита. Я перечислил всех своих подчинённых. Все они настоящие профессионалы, всеми ими я горжусь. Именно благодаря им чётко работает станция.