Во времена СССР мы гордились, что наше образование является лучшим в мире. В девяностые-нулевые, как известно, все поменялось, и сегодня однозначно, что возврата к прошлому уже не будет: стремительно развивающаяся жизнь, интенсивный научно-технический прогресс требуют новых решений и подходов. Поэтому сфере образования сейчас уделяется самое пристальное внимание как со стороны органов власти, так и со стороны общественности. На эту тему – беседа корреспондента газеты с начальником управления образования Ярковского района Людмилой Ершовой.

— Людмила Анатольевна, у национального проекта «Образование» – давняя история. Он появился еще десять лет назад, а в прошлом году преобразовался. С чем это связано?

— Иначе и быть не может, ведь мы живем во времена технологического прорыва, а, следовательно, появления новых амбициозных образовательных задач. Сегодня необходимо спроектировать то будущее, в котором мы действительно хотим оказаться. Образование «выстраивает» модель завтрашнего дня и поэтому должно работать на опережение.

— Главная цель нацпроекта – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Что, на ваш взгляд, необходимо для этого сделать?

— Нацпроект преследует две цели, и их никак нельзя разделять. Первая – вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования, вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. 2019 год дал нам опыт командной проектной работы, когда на всех уровнях были объединены усилия руководителей, методистов, педагогов и родителей. Это позволило решить задачи по созданию единого образовательного пространства, обновлению образовательных программ и материально-технической базы, внедрению новых методов обучения. То есть всего того, чтобы каждый ребенок стал успешным в жизни – именно это является приоритетом!

Для достижения поставленных задач нужно продолжать работу в школах по современным образовательным программам с заинтересованными и компетентными учителями, мотивированными детьми, родителями. Сегодня любая информация устаревает порой так быстро, что полученные еще несколько лет назад знания могут оказаться уже неактуальными. Поэтому педагоги будут учиться сами, чтобы в дальнейшем учить по-новому, с акцентами на постоянном поиске новых знаний, адаптации и применении в жизни полученных в школе знаний. А оценкой станут достижения и результаты ребят.

— Помимо общенационального проекта существуют и региональные подпроекты. Что они представляют собой в Тюменской области?

— На территории нашей области реализуется семь региональных проектов в сфере образования. И сегодня можно уже озвучить промежуточные итоги реализации каждого из направлений.

— Давайте расскажем о каждом из них в отдельности, с конкретными примерами по Ярковскому району. Начнем с проекта «Современная школа».

— Задача данного проекта – доступность качественного образования для детей из самых удаленных уголков страны и развитие школ на селе. В сентябре 2019 года начал свою работу на базе Староалександровской школы Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Для Центра были приобретены новое современное интерактивное оборудование, трансформируемая учебная мебель, оформлен дизайн кабинетов и коворкинг-зоны, оборудован учебно-лабораторный класс «Науколаб».

В результате, с этого учебного года ребята изучают в новом формате предметы «Технология», «Информатика», ОБЖ, а на переменах и после уроков посещают занятия цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, учатся играть в шахматы и создавать собственные медиапродукты. При этом ресурсы Центра доступны для использования детьми и педагогами из других школ района. Буквально через неделю мы запускаем еще один проект – мобильный Кванториум «Ярковский вариант» с участием преподавателей и старшеклассников «Точки роста», которые посетят все школы района, передавая опыт работы с передовыми технологиями.

В Новоселовской школе оборудован учебный класс по «Робототехнике»: для 3D-моделирования сюда приобретены 3D-принтер, лазерный станок и сопутствующие материалы. Во все школы района продолжает активно поставляться современное оборудование: смартпанели, мобильные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, цифровые лаборатории по биологии, робототехника, 3D-принтеры и 3D-ручки, ноутбуки, многофункциональные устройства (МФУ) и многое другое. В  Гилевской и Ярковской школах благодаря финансовой поддержке АО «Транснефть-Сибирь» отремонтированы и оснащены новым современным интерактивным и лабораторным оборудованием кабинеты физики, химии и математики.

— Следующий проект – «Цифровая образовательная среда».

— Он предполагает создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды и подразумевает переход на электронный документооборот, использование обучающих платформ. В нашем районе пилотной площадкой по реализации данного проекта является Ярковская школа. Для этого сюда поставлено современное оборудование: ноутбуки, МФУ, интерактивные комплексы. Также приобретены настольный фрезерный станок, лазерный гравер, 3D-принтер, ноутбуки для кабинета технологии. Два кабинета начальной школы оборудованы планшетами с установленными платформами Учи.ру, Яндекс.Учебник, используемыми при организации учебного процесса.

Более половины школ района сегодня подключены к скоростному интернету, что позволяет активно использовать ресурсы различных образовательных платформ при организации учебного процесса. На базе Ярковской школы открыт доступ к уникальным информационным ресурсам Президентской библиотеки – электронному хранилищу документов, аудио- и видеозаписей. Точки доступа к ресурсам Президентской библиотеки имеются также в Аксаринской, Маранской, Староалександровской и Новоалександровской школах.

— Еще один региональный проект – это «Успех каждого ребенка».

— Суть данного проекта – в увеличении охвата качественным дополнительным образованием. Одним из аспектов успешности детей сегодня является новый формат организации ранней профориентации, причем не только на школьном и местном уровнях. К примеру, в акции «Всероссийская профдиагностика» «Zасобой» участвовали 312 старшеклассников района, в фестивале профессиональных проб «Билет в будущее» – более 200 участников, в цикле Всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» – более 770 школьников. Таким образом, это система мероприятий, направленных на знакомство с профессиями, которая дает возможность ознакомления с современными профессиями, востребованными в нашем регионе, стране и мире.

Также в нынешнем учебном году продолжается работа по формированию у учащихся основ финансовой грамотности в рамках урочных и внеурочных занятий, посредством которых дети получают знания о мире финансов и грамотных финансовых отношениях. В ноябре 2019 года для учеников Ярковской школы была организована работа мобильного детского технопарка «Кванториум». В ее рамках дети учились собирать роботов, изготавливали из подручных материалов VR-очки для рассмотрения 3D-изображений на своих телефонах с помощью программы Within, работали с 3D-ручкой, знакомились с теорией и практикой управления квадрокоптером. Во многих школах района в рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по робототехнике.

— Что входит в проект «Учитель будущего»?

— Его целью является внедрение национальной системы профессионального роста педагогов. В декабре прошлого года в Тюмени, Тобольске и Ишиме были открыты четыре центра непрерывного повышения профмастерства. Я присутствовала на церемонии открытия и испытала учительский восторг от представленных возможностей. Также предусмотрены и вводятся сквозные каникулярные сессии, единые методические дни, персонифицированная профессиональная диагностика, горизонтальное обучение и многое другое.

Одним из важных элементов саморазвития педагогов становится сегодня сайт учителя-предметника, позволяющий презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обучения школьников, повысить уровень своей компетентности. В школах Ярковского района проводится активная работа в этом направлении. Порядка 30 процентов наших педагогов имеют свои сайты, а значит, открывают для себя новую профессиональную среду и новые возможности.

— Пару слов о проекте «Поддержка семей, имеющих детей»…

— Он создан для создания условий повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, раннего развития детей в возрасте до трех лет за счет предоставления услуг психолого-педагогической, консультативной помощи родителям или законным представителям. С нового учебного года во всех школах района для родителей созданы консультационные центры «Точка опоры». В рамках данного проекта проведено более тысячи индивидуальных консультаций по актуальным вопросам.

— Что включает в себя проект «Социальная активность»?

— Его суть – развитие добровольчества, волонтерства, активное включение в деятельность Российского движения школьников, организацию совместных детско-семейных проектов, акций и других подобных мероприятий. На сегодняшний день 73 процента школьников Ярковского района вовлечены в деятельность детского самоуправления, общественных объединений: Российского движения школьников, тимуровских, волонтерских отрядов, отрядов ЮИД, ДЮП.

В декабре прошлого года мы, совместно со старшеклассниками школ района, запустили проект по созданию современного молодежного движения на нашей территории. Сегодня в школах проводится организационный мозговой штурм, в результате которого должны появиться формат, атрибутика и другие направления работы данного движения. Другим ярким примером социальной активности на территории Ярковского района стала работа института наставничества. Слеты наставников превратились в традиционные межведомственные мероприятия, проводимые в различных сельских поселениях на территории всего района.