У Ярковской школы юбилей – в этом году ей исполнилось 145 лет. Большинство жителей райцентра когда-то учились и окончили именно эту школу. Сегодня в двух корпусах Ярковской средней школы учатся их дети и внуки – всего 1267 ребят. Юрий Зайцев учился в ней с 1970-го по 1980-ый годы.

«Школа в то время располагалась в четырёх зданиях. Начальное звено училось в деревянном, на улице Пионерской: сейчас на этом месте современное четырёхэтажное здание с магазином и гостиницей. Здесь учились с первого по третий классы. Всего шесть классных комнат, кабинеты были достаточно просторными – с большими окнами и высокими потолками. Раздевалка находилась в коридоре – мы очень любили играть там в прятки. Правда, после такого времяпровождения петли-вешалки на одежде вырывались с корнем, и за это все получали «выговоры» от учителей и, конечно, родителей. Но это была чепуха по сравнению с удовольствием, которое мы получали от игры.

Уроки физкультуры проводились здесь же, в коридоре, в хорошую погоду – во дворе. В школе, в отличие от детского сада, был буфет. Каждому из нас по утрам вручалось дома 15, а то и 20 копеек: на эти деньги на большой перемене можно было купить в буфете горячий чай и какую-нибудь выпечку. Как правило, всё это стоило меньше выдаваемых нам сумм, в результате чего сэкономленные деньги тратились на поход в кино или покупку незатейливых сладостей в магазине.

А ещё в начальной школе была продлёнка. В группу продлённого дня, оставаясь после уроков в школе, ходили многие дети. Это было удобно как нам самим, так и нашим родителям. Все вместе мы шли на обед в столовую интерната на Полевой. Тогда это расстояние казалось нам достаточно далёким, и, с учётом невероятной грязи на ярковских дорогах того времени, путь в столовую превращался в целое приключение. У каждого крыльца школьных зданий стояли длинные деревянные корыта с водой, к которым прилагались палки с намотанными на концах тряпками. Этими нехитрыми инструментами отмывали резиновые сапоги – основную обувь в межсезонье того времени. Помоешь плохо – дежурные не пустят внутрь школы. Строго, но справедливо.

После обеда мы делали домашние задания под контролем педагога-воспитателя. Затем было свободное время – играли в подвижные или настольные игры, а также смотрели диафильмы, бывшие своеобразной «фишкой» эпохи. Всех охватывала невероятная радость, когда учитель приносил новый фильм. Если же этого не было, с удовольствием пересматривали уже полюбившиеся диафильмы. Какие? Этот немудрёный вопрос решался коллегиально – большинством голосов или кто громче крикнет то или иное название.

Окончив начальную школу, мы шагнули во «взрослую» жизнь. Но не сразу. Промежуточным звеном стал четвёртый класс. Теперь мы учились в здании, располагавшемся здесь же, на Пионерской, напротив основного двухэтажного  здания школы. Буфета тут не было, и на перемене мы бегали через дорогу в «большую» школу перекусить той же булочкой с чаем. Перейдя в пятый класс, мы перешли и в «большую», как все её называли, школу – это была уже совершенно другая ступень. Во всяком случае, мы считали именно так.

На вопрос «В каком классе учишься?» следовал соответствующий ответ с непременным гордым добавлением «В большой школе!». В ней учились ребята с пятого по восьмой классы. В школе были оборудованы современные кабинеты физики, биологии и географии, имелись Ленинская и Пионерская комнаты, комната (впоследствии – музей) боевой и трудовой славы. И, конечно же, спортзал, также игравший роль актового зала, в котором проходили не только уроки физкультуры и спортивные соревнования, но и смотры художественной самодеятельности, другие общешкольные мероприятия. По нынешним меркам зал был совсем небольшим, но вмещал всех.

Большим многодневным праздником являлись общешкольные соревнования по волейболу. Поболеть за своих приходили все. Главное – занять место на верхней перекладине «шведской» стенки, откуда было очень удобно наблюдать за ходом игр. В те дни, казалось, даже учителя не слишком строго спрашивали домашние задания. Во всяком случае, на недоученные «мелочи» глаза закрывались точно. Апофеозом соревнований становился заключительный матч между командой-победительницей из числа учеников и сборной учителей школы. Азарт был невероятный!

Отапливалась «большая» школа дровами: рядом с ней находился большой дровяной двор. Время от времени мы выходили на субботники – складывать завезённые дрова. А старшеклассники даже участвовали в их заготовке. Печи слабо нагревали школу, и на переменах мы чаще всего прижимались к их тёплым бокам, чтобы хоть ненадолго согреться.

Четвёртое здание школы находилось на углу улиц Пионерской и Первомайской. Здесь учились «совсем взрослые», как нам тогда казалось, ребята – ученики девятых-десятых классов. Перейти сюда означало получить совсем другой статус – старшеклассника, выпускника! Ещё немного – и школьная жизнь останется позади. Хорошо помню июньские дни того времени, когда выпускники сдавали экзамены. Девушки в парадной форме, юноши в строгих пиджаках. Все невероятно волновались и… внимательно изучали цветущие в соседнем палисаднике кусты сирени в надежде найти «на счастье» пятилепестковый цветочек этого кустарника. Наверное, помогало…

Во «взрослую» школу мы переехали в восьмом классе, оказавшись там самыми маленькими. В то время новое, кирпичное здание школы (сейчас корпус № 1) было почти готово к эксплуатации. Запустить её к 1 сентября не удалось, и мы, как могли, приближали долгожданный переезд – в течение первой четверти таскали и собирали мебель, мыли полы и окна, убирали строительный и другой мусор.

И вот оно – новоселье! Огромные классы, кабинетная система, спортивный зал, столовая. Радость была неописуемая! И ничего, что «удобства» по-прежнему пока оставались во дворе: канализация не работала, и в школе было невообразимо холодно – угольная котельная не выдавала необходимое количество тепла. Зато учебный процесс проходил в новой современной школе, и это всех радовало.

В специализированных кабинетах имелось новое оборудование – лингафонное, проекционное, появились химическая и физическая лаборатории, новая мебель. А ещё – столовая. Теперь ученики могли получать полноценные горячие обеды: творожную запеканку я помню до сих пор. Из этой школы и состоялся наш выпуск.

Школьные годы чудесные. С годами понимаешь, что это не просто строка из песни. Разве можно забыть сентябрьские поездки на картошку, когда на целый месяц нам становились «родными» искинские и усальские поля? Игры в «Зарницу», проходившие в заснеженных окрестностях Ярково. И борщ, сваренный там же, на костре. Вкуснее его, наверное, уже ничего не попробуешь. А также спортивные соревнования, смотры самодеятельности, поездки на экскурсии в различные города, вечера отдыха…

Хочется сказать об учителях, которые не просто работали, а отдавали себя педагогике целиком. Помню всех до единого – и первую учительницу, и педагогов, преподававших предметы. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа и огромной благодарности за вклад в судьбу каждого из нас. Спасибо вам огромное! С окончания Ярковской средней школы прошло сорок два года. Конечно, за это время в жизни каждого из нас и общества в целом произошли грандиозные изменения. Сегодня Ярковской школе – 145 лет. Десять из которых были моими! Забыть их невозможно. «Когда это было?!», – спросят меня молодые читатели. Отвечу коротко: «Вчера!». А вы через сорок лет поймёте, что я был прав.»

Юрий Зайцев: полвека назад и сегодня
Такой Ярковскую школу до сих пор помнят многие жители села