Ещё во времена неолита люди сумели приручить животных и птиц, окультурить растения и извлекать пользу от насекомых, собирая мёд у диких пчёл. Кстати, последний вид пчеловодства сохранился до наших дней и называется бортничеством. Со временем люди поняли, что совсем необязательно залезать на деревья, чтобы полакомиться мёдом, – строить домики для трудолюбивых насекомых можно и на земле.

О пчеловодстве и перспективах его развития в Ярковском районе рассказал житель села Покровское Иван Кырлан.

— Иван Сергеевич, мы беседовали с Вами на данную тему ещё несколько лет назад. С тех пор многое изменилось. Расскажите о том, чем Вы занимаетесь сегодня.

— За это время я стал участником Школы фермеров, организованной областным департаментом АПК совместно с аграрным университетом Северного Зауралья и Россельхозбанком. Предложение пройти эти курсы поступило мне от отдела сельского хозяйства администрации Ярковского района, за что я очень благодарен его сотрудникам. Во время учёбы я приобрёл необходимые знания по пчеловодству и ведению бизнеса, что очень важно для дальнейшего развития. Нередки случаи, когда начинающие фермеры терпят фиаско не из-за того, что неправильно выращивают скот или собирают хлеб, а из-за элементарного незнания законов рынка. В Школе фермеров нас учили находить рынки сбыта продукции, учитывать риски, вести документацию, правильно отчитываться перед налоговой инспекцией. Всё это в дальнейшем очень пригодилось.

Иван Кырлан

По результатам учёбы мы с супругой вошли в тройку лучших студентов: это позволило нам получить грант по программе «Агростартап» от Россельхозбанка в размере 1,3 миллиона рублей. Для нас это оказалось неожиданным, ведь учились мы с более опытными пчеловодами. На полученные средства приобрели автомобиль УАЗ, набор необходимого инструментария для пчеловодства и начали собственный семейный бизнес, который стал успешно развиваться. Первоначально основной продукцией пасеки был мёд, а сейчас вышли и на репродуктивный вид деятельности – торгуем пчелопакетами. Качество нашей пчелы хорошее, имеются все необходимые ветеринарные документы, поэтому мы приглашаем к сотрудничеству как начинающих пчеловодов, так и состоявшихся, для обновления своих пасек.

— Где расположена Ваша пасека?

— Основная – в районе деревни Комарица. Но у нас есть и мобильная пасека – в течение лета я часто передвигаюсь от медосбора к медосбору.

— Обычно мобильный вид пасек применяется в местах интенсивного растениеводства, где сеют гречиху, рапс и подсолнечник. Наши же земледельцы выращивают только зерновые и кормовые культуры…

— Дело в том, что дикие растения, обильно выделяющие нектар, цветут в разных местах по-разному. Сам по себе Ярковский район большой. Та же липа на его юге начинает цвести на неделю-две раньше по сравнению с севером. Поэтому мобильность нужна и при сборе мёда с диких растений.

— А искусственный сев медоносных трав производите?

— Да, возле основной пасеки посеял многолетнюю фацелию и мордовник шароголовый, в следующем году планирую подсеять донник.

— Пчеловодство в Ярковском районе развивается, пусть и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Тем не менее, количество людей, желающих заниматься этим видом деятельности, растёт. К примеру, в прошлом году три жителя нашей территории также обучились в Школе фермеров по направлению «пчеловодство». У вас есть взаимосвязь с коллегами?

— Конечно, мы общаемся. Я знаком с пчеловодами из Староалександровки, Карбан, Караульнояра, Дубровного, Покровского и Ярково. Более того, у нас есть сообщество в одной из соцсетей, где мы делимся опытом. Вы правы, пчеловодов в районе с каждым годом становится всё больше. При этом каждый нашёл свою определённую нишу. Одни имеют пасеки в лесах или полях, другие довольствуются ульями у дома, третьи ведут полукочевой образ жизни, как мы. Хорошо, что начинающие пчеловоды имеют возможность почерпнуть знания не только из интернета. Сам я всегда охотно делюсь собственным опытом.

— В ряде российских регионов существуют крупные сельхозпредприятия, где пчеловодство играет далеко не последнюю роль. У нас возможен такой вариант?

— Действительно, на Урале, Алтае, Кавказе имеются крупные предприятия с пчеловодческим уклоном. Там, в предгорьях, практически ежегодно выделяют нектар как культурные растения, так и дикоросы. Тюменская же область относится к зоне рискованного земледелия – это касается и пчеловодства. В некоторые годы бывает очень трудно собрать мёд – как от лесных цветов, так и от сеяных. Поэтому предприниматели региона не рискуют заниматься пчеловодством в крупных масштабах. Считаю, что наша ниша – это небольшие или среднего размера пасеки.

— Недавно Вы побывали на ярмарке мёда в Ижевске. Расскажите об этом мероприятии.

— Поездка получилась очень интересной. На выставке мы познакомились с пчеловодами из многих регионов России, выставили и свой товар. Уральцы хорошо разбираются в мёде, поэтому к нашей продукции относились как с интересом, так и с осторожностью. Тем не менее, нам удалось неплохо поторговать. Подобные ярмарки очень полезны как в коммерческом плане, так и в плане обмена опытом.

— Вывод из всего вышесказанного Вами…

— Он прост: необходимо развивать пчеловодство в Ярковском районе. Для этого у нас есть много возможностей. «Сладкий» бизнес может стать одновременно как занятием по душе, так и приносить прибыль.