Сегодня, 22 января, отмечает свое 75-летие житель Староалександровки Леонид Уляшев. Леонида Тихоновича знают далеко за пределами села благодаря его работе — больше тридцати лет он возглавлял администрацию Староалександровского сельского поселения — и хобби — конному спорту.

Детство

Детские годы нашего собеседника выпали на непростое послевоенное время. Многим селянам так и не суждено было вернуться с фронтов Великой Отечественной. Поэтому тяжелый труд в полях и на фермах для деревенских ребятишек был не в диковинку. Уже в 12 лет Леня Уляшев наравне со взрослыми трудился в колхозе «Верный путь».

Особенно запомнилась Леониду Тихоновичу заготовка силоса. Траншей для него в те времена еще не строили: силос укладывали в ямы трехметровой глубины и диаметром пять метров. Зеленую массу – а это необязательно были подсолнечник или кукуруза, сюда шли также обычная трава и осока – утаптывали, когда ногами, а когда с помощью лошадей. Такие ямы делались в лесу, на полях, а зимой их содержимое подвозилось на ферму.

Кроме заготовки силоса, Леонид возил также копны, сгребал сено, выполнял множество другой работы на конях. Много позже, когда глава Староалександровского сельского поселения Уляшев оформлялся на пенсию, ему добавили три года стажа за труд в детстве.

Пешком за знаниями

В отличие от многих сверстников Леонид хорошо учился. Особенно легко давались ему точные науки – математика, физика, химия. В пятидесятые годы прошлого столетия семилетка в Староалександровке располагалась аж в пяти зданиях бывшей церковно-приходской школы.

Окончив семь классов, Леонид Уляшев пошел, в прямом смысле этого слова, учиться дальше, в Покровскую среднюю школу. Учеба растянулась на четыре года: в те времена система среднего образования в Советском Союзе включала в себя не десять, а одиннадцать классов. До нового места учебы школьников никто тогда не возил. Еженедельно (в Покровском ученики из окрестных сел и деревень жили в интернате при школе) Уляшеву и его односельчанам приходилось пешком преодолевать 23 километра напрямик через урочище Сангутар.

«Я целенаправленно готовился поступать в вуз, – вспоминает Леонид Тихонович. – Наша семья жила бедно, при этом я видел, что сельская интеллигенция – учителя, специалисты сельхозпредприятия – и одевается лучше, и в сельмаге покупает продукты, о которых мы тогда могли только мечтать. Поэтому для себя я твердо решил, что обязательно стану или учителем, или инженером».

Армейские годы

Первый вуз, в который поступил Уляшев, был военного направления: Леонид стал курсантом Пермского высшего военного авиационно-технического училища. Вскоре по ряду причин он решил оставить учебу. Последовал призыв в армию: служить сибиряк попал в военно-транспортный авиаполк в Мелитополе.

Здесь Уляшев проявил себя, как спортсмен, став чемпионом дивизии по лыжным гонкам, гирям и самбо. «Причем борьбой никогда не занимался, – улыбаясь, вспоминает наш собеседник. – Видимо, сказалась природная сила. Меня направили в Феодосию, где проходил чемпионат Одесского военного округа. В первом же поединке я «попал» на мастера спорта международного класса, который, естественно, быстро уложил меня на лопатки. На этом моя борцовская карьера закончилась».

В учителя!

Демобилизовавшись, Леонид вернулся в родное село, где стал преподавать в школе. При этом вел сразу три предмета – физкультуру, физику и немецкий язык. А потом поступил на физфак Тюменского пединститута. «Почему выбрали именно физику, Леонид Тихонович?». «По этому предмету домашние задания небольшие, поэтому тетрадки можно было проверять быстро», – привычно отшучивается Уляшев.

Учиться в вузе было непросто – средств на жизнь хватало не всегда. При этом все дети Тихона Уляшева получили высшее образование. Параллельно с Леонидом в Тюменском индустриальном институте учился его брат Геннадий. А их старшая сестра Валентина стала первой уроженкой Староалександровки, получившей диплом об окончании вуза.

Рассчитывать при этом на родителей братьям Уляшевым особо не приходилось. С детства приученные к труду, они подрабатывали и в студенческие годы. Леонид, к примеру, был и ночным сторожем, и лаборантом в ТВВИКУ. Окончив вуз, он получил направление в родной Ярковский район. В районо первоначально хотели отправить его учительствовать в Варвару. Но Уляшев поставил ультиматум: либо возвращаюсь в Староалександровку, либо уезжаю в другой район.

Разбрасываться кадрами тогда никто не хотел, и руководство районо в итоге направило молодого педагога на его малую родину. Вскоре Леонида Уляшева назначили директором Староалександровской школы. На этой должности он проработал всего пять лет…

Три десятилетия во власти

В 1980 году Леонида Тихоновича вызвали в райком КПСС. Домой Уляшев вернулся уже в новой должности – председателя сельсовета. Наш собеседник застал все этапы трансформации власти на местах в последнее десятилетие существования СССР. По его мнению, в советский период сельсоветы не играли серьезной роли в жизни сел и деревень. «Все хозяйственные вопросы на местах решались председателями колхозов и директорами совхозов, – вспоминает наш собеседник. – Я, в бытность руководства сельсоветом, буквально придумывал себе работу. Так, к примеру, хозспособом мы построили клубы в Юртоборе и Куртюганах. Я договорился с Межколхозлесхозом, после чего был напилен строевой лес. Затем нанял шабашников, и мы без всяких проектов, без согласований построили здания. Клубы эти, кстати, действуют до сих пор».

Впрочем, были в жизни староалександровской территории периоды, когда скучать председателю сельсовета совершенно не приходилось. Особенно напряженной становилась ситуация во время наводнений, когда семь населенных пунктов сельсовета превращались в семь островов. Связь между ними поддерживалась исключительно за счет моторных лодок. Доставка учеников в школу, призывников в военкомат, рожениц в роддом – все исключительно за счет «моторок». Поэтому появившаяся много позже асфальтированная автодорога Ялуторовск – Ярково значительно изменила уклад местной жизни.

Реальная власть у сельских администраций, по мнению Уляшева, появилась в девяностые годы, в период губернаторства Леонида Рокецкого. «Что бы там не говорили, но модель местного самоуправления, внедрявшаяся Леонидом Юлиановичем, работала, – говорит тезка Рокецкого из Староалександровки. – Хозяйственные вопросы на территориях тогда решались зачастую, минуя район. К примеру, я вышел на Главное управление строительства Тюменской области, и нам удалось без лишних проволочек построить высоковольтную линию электропередачи от Ивановки в Ялуторовском районе до нашей Малой Чечкиной. Также в то время мы капитально отремонтировали котельную в Староалександровке, провели тепло от школы до клуба, кроме того, заменили в последнем все радиаторы отопления».

Отметим, в конце тех же девяностых годов в Староалександровской сельской администрации была собственная скорая помощь, а ученики местной школы доставлялись на учебу автобусом-вездеходом на базе «КамАЗа». Строительство областной автодороги Ялуторовск – Ярково тогда еще только начиналось, и проехать в распутицу по местным «направлениям» на обычной автотехнике было просто невозможно. Причем приобрел этот вездеход Уляшев на авторынке в Тюмени. Предварительно договорился с продавцом, а затем отправился к главе района Баязиту Хайруллину, попросив у него наличными 50 тысяч рублей. Тот не отказал…

«Вообще, с хозяйственными вопросами мне, как главе сельского поселения, пришлось столкнуться, наверное, самым первым, – вспоминает Леонид Тихонович. – В девяностые, во времена так называемых сельскохозяйственных реформ, первым хозяйством, развалившимся в Ярковском районе, стал наш совхоз «Междуреченский». Вскоре приказали долго жить и четыре образовавшихся вместо него хозяйства. И тогда для решения любых маломальских вопросов люди стали обращаться в сельсовет. В связи с этим нам пришлось в срочном порядке обзаводиться необходимой техникой. На балансе сельской администрации стояли тогда ЗИЛ-131, грейдер, экскаватор, несколько тракторов».

Тихоныч и кони

В нынешний приезд к Леониду Тихоновичу мы застали его на крыше сарая: он доставал оттуда оглобли к конской упряжи. «В марте планируем провести наши традиционные соревнования, так что пора уже готовиться, тренироваться», – пояснил юбиляр. С конями Уляшев с самого детства. Конюхом был его дядя Лев Васильевич Подласов, поэтому маленький Леня буквально жил на конюшне. Не раз падал с лошадей, даже ломал руку, но, несмотря на запреты отца, по-прежнему ежедневно убегал к животным, которые притягивали необъяснимым образом. Армия, учеба в вузе и работа в школе на время отлучили его от грациозных животных. Детское увлечение вернулось, когда директор школы стал председателем сельсовета.

«Персональных автомобилей у местной власти в те времена еще не было, – продолжает Уляшев. – Постоянно ходить к директору совхоза с соответствующими просьбами надоело – понимал, что там и без меня проблем хватает. Тогда и решил завести лошадку, на которой приезжал даже на совещания в Ярково. Помню, председатель райисполкома Алексей Васильевич Матренин отговорки о непроезжих дорогах не принимал и всегда говорил, чтобы приезжали в райцентр заранее, с ночевкой. Я же вставал пораньше и за пару часов добирался до районного центра».

Позже Леонид Тихонович купил вторую лошадь для охоты, а в конце восьмидесятых завел уже собственный табун. Приобретал при этом породистых лошадей. «Конный спорт меня просто завораживал, поэтому мне хотелось иметь таких же красавцев, каких я видел на Тюменском ипподроме, где часто бывал», – пояснил Уляшев.

К 90-летию Ярковского района наша газета писала об этом увлечении Леонида Тихоновича. Вот выдержка из той статьи: «У Леонида Тихоновича за последние годы было много прекрасных коней. Он даже похвастался, что одного из жеребцов у него купили для подарка президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. «Жеребец был внуком легендарного скакуна Сорренто», – сказал Уляшев. Вообще, он знает всех своих лошадей по кличкам. А имена конские не простые – не Машки или Каурки, а Певчая, Пенелопа. Практически у каждой из них богатая родословная».

На одном из мероприятий в администрации Ярковского района было сказано, что коневодство является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития правобережной части муниципалитета. Леонид Тихонович с этим абсолютно согласен.

«И все же, почему именно кони?», – расставаясь, задаем давно мучающий вопрос. «А вы почитайте до конца книгу Свифта «Путешествие Гулливера». Там, помимо страны лилипутов и великанов, есть повествование о стране Гуигнгнмов. И тогда все поймете сами. Это умное, чуткое и верное животное. К сожалению, многим людям далеко до лошадей…».