Жизненный путь известного ярковского поэта, педагога и общественного деятеля Анатолия Киселёва начался ровно 75 лет назад. Тогда, 18 ноября 1946 года, в семье тюменского милиционера Николая Уляшева родился мальчик.
«Мой отец, вчерашний фронтовик, охранял правопорядок в городе на Туре, – говорит Анатолий Николаевич. – Послевоенное время было трудным – любителей поживиться за чужой счет хватало. Когда мне шел третий год, в 1949-м, отца не стало. Много позже я узнал, что его убили при исполнении служебных обязанностей. На одной из тюменских улиц бандиты совершили нападение на инкассаторов. Подоспевшие милиционеры вступили с нападавшими в перестрелку: именно тогда бандитская пуля и сразила Николая Дмитриевича…».
Детей в семье Уляшевых было четверо. Матери-домохозяйке, оставшейся вдовой, стало трудно жить в городе, поэтому она приняла решение перебираться в родные края. Вначале маленького Толю взял на временное воспитание дядя Максим, живший в деревне Новостройка, которая располагалась когда-то между Тарханами и Карбанами. Позже будущий педагог переехал к тете в Михайловку – эта деревня находилась на границе Ярковского и Ялуторовского районов. Вскоре в Староалександровку перебралась и остальная часть большой семьи.
Школьные годы для Анатолия также были связаны с частыми переездами. Помимо Староалександровки, его семья одно время жила даже в Тугулымском районе Свердловской области. Девятый класс Толя, тогда еще Уляшев, встретил уже в Покровской школе. «Учеба мне нравилась, к тому же я был активистом – в той же Покровской школе возглавлял комсомольскую организацию, – вспоминает Анатолий Николаевич. – Но, когда мне исполнилось шестнадцать лет, перестали платить пенсию за погибшего отца, и учиться стало не на что. Тогда я принял решение перебраться в Тюмень. В областном центре поступил в ГПТУ № 4, отучился на электросварщика и начал трудиться на Тюменском судостроительном заводе. Параллельно окончил одиннадцатый класс в школе рабочей молодежи. Позже меня призвали в армию».
Курс молодого бойца Анатолий прошел в военном лагере под Новосибирском. После принятия присяги из новобранцев сформировали эшелон, и ребят повезли на запад. Служить мой собеседник попал в Группу советских войск в Германии. На месте молодых солдат вновь опросили. Узнав, что у Анатолия есть «корочки» тракториста (их он получил, когда учился в Покровской школе), направили учиться на танкиста.
«Так появилась моя первая воинская специальность – механик-водитель среднего танка, – продолжает Анатолий Николаевич. – Затем командиры заметили, что я пользовался авторитетом у сослуживцев, и оставили в учебной части, присвоив звание ефрейтора. Позже дослужился и до старшего сержанта, командуя вначале отделением, затем стал заместителем командира взвода. В 1968 году срок моей службы в Советской армии подходил к концу. Но в это время начались события в Чехословакии. Нас, уже готовых к демобилизации, собрали в городе Бернау, где проводили специальные занятия. Помню, одним из преподавателей там был капитан Мороз, за плечами у которого имелся опыт уличных столкновений в Венгрии в 1956 году. Вскоре нас все же погрузили в эшелон, и мы двинулись в Советский Союз. Правда, военные билеты на руки так и не давали: угроза военного столкновения со странами НАТО в тот момент сохранялась, и наши военные навыки могли пригодиться. Свой «военник» в итоге я получил лишь при подъезде к Тюмени».
По словам юбиляра, 1968-й вообще оказался для него определяющим. «Вначале я хотел вернуться на судостроительный завод, ведь в бригаде меня ждали и встретили очень радушно. Но затем, когда приехал в Староалександровку, встретился с директором школы Ниной Ивановной Помазкиной. Она вместе с моей мамой буквально уговорила меня поменять профессию. Так я стал учителем физкультуры. На уговоры согласился во многом еще и потому, что с раннего детства дружил со спортом».
Любимым видом моего собеседника были лыжи. «В конце шестидесятых годов лучшие лыжники Ярковского района стали тренироваться под руководством Михаила Александровича Антипина. Местом для тренировок было выбрано озеро Паньковка возле райцентра. Спуски, подъемы, ускорения, замедления. В результате упорных тренировок была сформирована сильная команда, ставшая в 1971 году чемпионом Тюменской области. Но особенно мне запомнилось другое спортивное событие. В 1973 году состоялась Звездная эстафета Ханты-Мансийск – Тюмень. Мы приняли эстафету от спортсменов из Тобольска, и за три дня добрались до областного центра, где нас очень тепло встретили».
Педагогика тем временем прочно вошла в жизнь Анатолия Николаевича. Поработав физруком, он задумался над получением высшего педагогического образования и поступил на математический факультет Тюменского пединститута. «Правда, вскоре я быстро понял, что математика – не мое. Поэтому забрал документы из тюменского вуза и чуть позже поступил на художественно-графический факультет Омского педагогического института. Это направление было мне гораздо интереснее. Работая педагогом в Староалександровской школе, встретил свою судьбу – Валентина Владимировна приехала по распределению преподавать математику. Мы полюбили друг друга, создали семью. К слову, при бракосочетании я решил взять фамилию жены».
В 1980-м, в год Московской Олимпиады, большая семья Киселёвых решила перебраться на малую родину супруги – в Нижегородскую область. «Афишировать свой отъезд не хотели. Но в райкоме партии об этом все же узнали. Мы уже сидели на автовокзале в ожидании посадки на Тюмень, когда в здание ворвался представитель райкома, сказавший, что нас ждет первый секретарь. И действительно, Владимир Федорович Ведерников ожидал с нетерпением. Квалифицированные кадры в то время нужны были во всех сферах, в том числе и в образовании. Для меня последовало заманчивое предложение стать директором новой школы в Новосёлово. Подумав и посоветовавшись с супругой, дал свое согласие. В итоге, я руководил этой школой двадцать лет. С двухлетним перерывом – в это время был заведующим районо».
В 2000 году у Анатолия Николаевича случился сердечный приступ. Спустя еще год врачи Тюменского кардиоцентра вынесли категорический вердикт: работать нельзя! Так закончилась педагогическая эра Киселёва.
«Чтобы не стать инвалидом, начал упорные тренировки, – говорит юбиляр. – Но одно дело – физическое здоровье, и совсем другое – духовное. Я просто не мог сидеть без дела. Вскоре взялся за резец и лобзик. Резьба по дереву нравилась мне давно. Впервые к этому виду декоративно-прикладного искусства я прикоснулся, еще во время учебы в Омске. Нам преподавали резьбу, гончарное дело и чеканку. Но притягивало именно дерево. Впоследствии, во время наших отпусков с Валентиной Владимировной, мы много путешествовали. Бывая в старинных русских городах средней полосы и Поволжья, я всегда поражался мастерам, превращавшим обычные дома в сказочные терема. Впоследствии решил сделать нечто похожее и с нашим домом в Новосёлово. Думаю, получилось неплохо».
А когда же в жизнь моего собеседника вошла поэзия? «Я считаю, что в каждом человеке есть искра прекрасного. К сожалению, далеко не у всех это генетическое наследство прорывается наружу. Мне повезло. Впервые писать стихи я попробовал еще в школе. Моим литературным успехам тогда во многом поспособствовала учитель русского языка и литературы Покровской школы Светлана Романовна Шлифер. Она предложила мне стать редактором настенной газеты «ОСА», где я рисовал и сочинял тексты, часто рифмованные. Уже во взрослой жизни неоценимую поддержку мне оказала Лариса Андреевна Пытько, предложившая опубликовать стихи в «Ярковских известиях». Постепенно литературная деятельность превратилась для меня из сиюминутного увлечения в куда более осознанное занятие».
В конце нашей беседы Анатолий Николаевич попросил передать через газету слова благодарности людям, которым он очень признателен. Среди них – директор тюменского музея ОВД Виктор Николаевич Рычков и его коллега Петр Никитич Борисенко, автор книги «Очерки тюменской милиции». Именно эти люди смогли восстановить данные о профессиональной деятельности его отца. Также юбиляр благодарен тюменскому писателю Леониду Кирилловичу Иванову и коллеге по перу из Нижней Тавды Анатолию Борисовичу Буйносову. И, конечно же, своим друзьям из районного литературного объединения «Лад».
P.S. Редакция газеты «Ярковские известия» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Анатолия Николаевича. Желаем счастья, здоровья и больших творческих успехов!