В конце августа в Ярковском районе завершились продолжавшиеся в течение месяца раскопки на месте Тарханского острога – памятника археологии XVII века.
Участниками экспедиции, разбившей палаточный лагерь на территории Староалександровского сельского поселения, стали археологи, студенты-историки, научные сотрудники Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН. На участке раскопок площадью 160 квадратных метров специалисты обнаружили остатки деревянных строений. По предварительным оценкам археологов, находки датируются XVII веком, более точный временной период будет установлен в ходе дополнительных исследований.
Также участники экспедиции обнаружили предметы быта и фрагменты оружия той далекой поры – наконечники стрел и пули. «Тарханский острог был выбран для раскопок неслучайно – это одно из первых русских поселений в Сибири, – говорит старший научный сотрудник Тюменского научного центра СО РАН Татьяна Рафикова. – И, что немаловажно, эта площадка не испорчена более поздней застройкой XIX-XXI веков. Такие объекты – большая редкость».
Согласно сведениям, опубликованным в издании «Летопись сибирских городов», Тарханский острог – поселение, которое было основано в 1628 году на реке Тобол, неподалеку от впадения в нее Туры. Оно представляло собой крепость с деревянным частоколом и двумя сторожевыми башнями. В 1640 году острог выдержал месячную осаду орды сибирского царевича Девлет-Гирея. Спустя год за стенами крепости укрылись остатки отряда тобольского сына боярского Даниила Аршинского. В 1689 году калмыки взяли острог штурмом и сожгли, а спустя семь лет тобольский сын боярский Иван Григорьев Панютин заново отстроил его неподалеку от прежнего места.
Изначально в остроге проживали казаки-годовальщики, которых присылали сюда из Тюмени. В середине XVIII века острог стал земледельческой слободой. Так гласят исторические летописи. Теперь давайте углубимся в более ранние времена, приоткрыв завесу тайны над легендами, связанными с этим местом…
Загадочная Тархан-Кала
Весной 1582 года (по другим данным – в начале августа того же года) столица Сибирского ханства Чинги-Тура пала под натиском отряда казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Идти дальше на север казакам было нельзя – войско «быстро уменьшалось от цинги и болезни чрева». Поэтому было принято решение остаться на зимовку для пополнения запасов провизии и сбора дани.
Выполняя приказ атамана, отряды разъехались по окрестностям. В один из дней казаки добрались до поселения Тархан-Кала. Укрепленный татарский городок находился на берегу Тобола и подчинялся правителю Сибирского ханства Кучуму. Владения хана простирались до устьев Туры, поэтому Тархан-Калу исследователи относят к приграничным поселениям.
Когда казаки вошли в городок, выяснилось, что их уже опередил ханский сборщик податей, татарский богатырь Котыгай, выполнявший повеление Кучума – собрать с поданных добрый ясак. Схватив ханского даругу, казаки доставили его к Ермаку. Атаман встретил Котыгая с почтением, с интересом выслушав рассказ о жизни правителя и делах в ханстве. Желая удивить гостя, Ермак приказал пятерым казакам выстрелить в воздух из ружей. Ханский сборщик податей, доселе не слышавший о стрельбе «невидимыми стрелами», остался под большим впечатлением от итогов «рандеву»…
На прощание Ермак одарил своего гостя подарками, пообещав вскоре вернуться на Русь, а Котыгай мирно отправился к Кучуму. В каждом встречном городе богатырь сообщал о встрече с доблестным Ермаком. В один из дней Котыгай, одетый в яркую русскую одежду, вошел в ханскую юрту и рассказал Кучуму о своих приключениях. Услышав эту историю, правитель Сибирского ханства огорчился, приказал собрать по владениям князей-вассалов, после чего обратился с вопросом к волхвам. «Воинственный князь Ермак не пойдет обратно на Русь, но придет вскоре к нам и завоюет всех», – таким было предсказание.
Ермак тем временем ждал подходящего момента – открытия речного пути. В мае следующего года он «поплыл вниз по Туре со всеми предосторожностями неспешно. Когда добрался до устья реки, здесь его ждали шесть князьков – Майтмаса, Каскара, Варварины – и сражались с ними многие дни» – так описывает события тех далеких лет знаменитый Семен Ремезов в своей «Истории Сибирской».
Судьба казачьего острога
Спустя без малого полвека, в 1628 году, на месте Тархан-Калы возникает Тарханский острог. Известно, что в опоясанной деревянным частоколом крепости жили ежегодно сменявшие друг друга служилые люди – своеобразная вахта продолжительностью в двенадцать месяцев. В октябре 1640 года острог осадили. За частоколом стояло около сотни воинов сибирского царевича Девлет-Гирея: они прибыли к стенам крепости, пока остальное войско разоряло окрестные деревни.
Будучи внуком хана Кучума, Девлет-Гирей мечтал возродить былое величие Сибирского ханства. В этом ему помогали отряды калмыков, входившие в состав его войска. Причина такого союза была проста – Девлет-Гирей находился в родственных связях с калмыцким вождем Мергеном. В те времена дружба между правителями регулярно скреплялась межнациональными браками.
Вот как написано об этих событиях в грамоте тюменского воеводы Григорья Петровича Борятинского: «Октября в десятый день пришли на Тарханской острожек колмацкие воинские люди и приступают к острожку накрепко, стреляют беспрестанно и из острожку не выпускают… А скот де татарской, лошади и коровы, которой был около Тархансково острожку, весь отогнали. А стоит де под Тарханским колмыцких людей человек со сто, а иные разъехались по татарским деревням».
В самом остроге, между тем, находилось не более четырех десятков тюменских годовальщиков, стойко отражавших натиск неприятеля. В один из дней защитникам острога удалось-таки отправить донесение в Тюмень. В итоге, после месячной осады калмыки отступили, побоявшись прихода подкрепления.
Дальнейшая история крепости на берегу Тобола не всегда была связана с казаками-годовальщиками. В 1668 году тюменский пеший казак Иван Севрюгин собрал сорок беломестных казаков, то есть свободных от земли и податей, и пригласил их на постоянное жительство в Тарханский острог. В конце XVII столетия, после разгрома калмыками, Тарханский острог был заново отстроен на чистом яру в восьми саженях от разоренного старого.
Чудотворный Спас
Согласно одному из преданий, вскоре после основания Тарханского острога казаки выстроили в его пределах и часовню. Случилось это, ориентировочно, в 1631 году. Спустя какое-то время татары, жившие в юртах неподалеку, передали служивым икону Спаса. Как описывает это событие летопись, православную святыню местные жители обнаружили у стен острога. Поначалу находка начала использоваться в быту как доска для чистки рыбы. Но вскоре она вновь исчезла, оказавшись на том же самом месте в траве у острога. Столь неожиданная метаморфоза и побудила татар передать «доску» русским казакам, которые тут же определили ей место в часовне. Так образ Спаса стал оберегать служивых сибиряков от всевозможных напастей, грабежей и насилия…