Что делать при несогласии с суммой, выставленной за оплату услуг ЖКХ?

В случаях, если потребители не согласны с суммами оплаты за услуги ЖКХ, предъявленными управляющими организациями, им, в первую очередь, необходимо обращаться в свои управляющие организации для выяснения причин предъявления некорректных начислений. После получения разъяснений от управляющих организаций по начислениям размера платы за жилищные или коммунальные услуги и в случаях неудовлетворенности данными разъяснениями потребители вправе обращаться с заявлениями в органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации для проведения мероприятий по контролю.

К заявлениям необходимо приложить платежные документы, подтверждающие факты нарушений со стороны управляющих организаций. Полномочия органов государственного жилищного надзора определены статьей 20 Жилищного кодекса России и Положением о государственном жилищном надзоре.

К кому обращаться при возникновении аварийных ситуаций?

В соответствии с действующим законодательством аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирных домов должно осуществляться круглосуточно, независимо от того, какой тип организации управляет тем или иным жилым зданием. Это может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.

Все они обязаны организовать круглосуточное обслуживание в многоквартирных домах по устранению аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления. Они должны принимать и выполнять заявки собственников и пользователей помещений, регистрировать поступающие сообщения в журнале заявок. Если организация, управляющая многоэтажкой, не выполняет указанные обязательства, следует обращаться в органы государственного жилищного надзора вашего региона.

К кому обращаться при некорректной работе, замене или поверке счетчиков?

Ответственность за состояние счетчиков, их своевременную поверку и замену в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов несут собственники помещений. Именно они должны следить за их надлежащей технической эксплуатацией, сохранностью и проводить своевременную замену. Если в счетчиках обнаружены неисправности, повреждения или нарушения целостности пломб, следует незамедлительно сообщить об этом в аварийно-диспетчерские службы компаний – исполнителей коммунальных услуг. Это могут быть управляющие или ресурсоснабжающие организации, ТСЖ, жилищно-строительные кооперативы и другие специализированные потребительские кооперативы. Названия и реквизиты исполнителей услуг для того или иного жилого дома можно посмотреть в платежных документах или через систему ГИС ЖКХ.

Замену счетчиков собственники организуют самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в любую компанию, предоставляющую такие услуги. Главное – обратиться с документами на приборы учета в управляющие организации, чтобы они опломбировали их и ввели в эксплуатацию. В случаях первичной установки счетчиков исполнителями коммунальных услуг ввод их в эксплуатацию осуществляется бесплатно. Поверку счетчиков могут выполнять только аккредитованные компании. Проверить наличие и статус аккредитации той или иной конкретной фирмы можно в реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации.

К кому обращаться для получения рассрочки по оплате задолженности за услуги ЖКХ, если УК не идет навстречу?

Для получения рассрочки на оплату услуг ЖКХ следует обращаться к исполнителям коммунальных услуг. Это могут быть управляющие или ресурсоснабжающие организации, ТСЖ, жилищно-строительные кооперативы и другие специализированные потребительские кооперативы. Название и реквизиты исполнителей услуг для того или иного дома можно посмотреть в платежных документах или через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

В законодательстве зафиксирована ситуация, когда исполнители услуг обязаны пойти навстречу потребителям, предоставив рассрочку по уплате платежей. Такое возможно, когда в какой-либо из расчетных периодов размер платы за услуги превышает соответствующую сумму за аналогичный период прошлого года более чем на 25 процентов. В других ситуациях за разъяснением порядка и условий предоставления рассрочки на оплату следует также обращаться к исполнителям услуг – законодательство допускает заключение соглашений о рассрочке при погашении задолженности.

Должны ли граждане платить за вывоз мусора по всем жилым помещениям, находящимся в собственности, или только там, где они фактически проживают?

Граждане оплачивают вывоз мусора из каждого жилого помещения, находящегося у них в собственности. Однако в определенных случаях можно оформить перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Каждый российский субъект выбирает свой порядок расчета суммы за услуги по обращению с ТКО: она может рассчитываться, исходя из числа проживающих в жилых помещениях граждан или же исходя из их площади. От этого зависят порядок начисления платы и перерасчета начисленных сумм. Если размер платы за ТКО определяется по количеству граждан, то подать на перерасчет начисленной платы можно в случаях отсутствия жильцов более пяти календарных дней подряд.

Для подтверждения фактов временного отсутствия необходимо обращаться в управляющие организации или к региональному оператору по обращению с отходами. Если в помещениях никто не зарегистрирован, начисление будет производиться по количеству собственников. Однако и в этих случаях владельцы жилья, подтвердив факт своего отсутствия в помещениях, имеют право на перерасчет в зависимости от числа дней своего отсутствия. Для случаев, когда плата за обращение с отходами рассчитывается, исходя из общей площади жилых помещений, порядок перерасчета не установлен.

Куда обращаться, чтобы узнать, на какую жилплощадь могут претендовать жители домов, признанных аварийными?

Предоставление гражданам других жилых помещений в связи со сносом домов носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Поэтому, если в аварийных многоэтажках находится жилье, занимаемое по договорам социального найма, органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе, должны предоставить гражданам другие жилые помещения. В случаях выселения в связи со сносом домов предлагаемое по социальному найму жилье должно соответствовать ряду требований: оно должно быть равнозначным предыдущему жилью по общей площади, находиться в границах данного населенного пункта, быть благоустроенным. Потребительские характеристики нового социального жилья должны соответствовать уровню ранее занимаемых жилых помещений.

Если жилье в аварийных домах находится в собственности, то выкупные цены жилых помещений, площади помещений, предоставляемых взамен, сроки и другие условия выкупа определяются в соглашениях между собственниками жилых помещений и органами местного самоуправления. То же касается и долевой собственности: в рамках соглашений будет оцениваться стоимость имущества, принадлежащего собственникам, и на основе этих оценок предоставляться соответствующее возмещение. Чаще всего речь идет о денежной компенсации.

Также субъекты могут самостоятельно устанавливать дополнительные меры поддержки для собственников жилья в домах, подлежащих сносу. Речь идет о субсидиях на приобретение жилых помещений, возмещении процентов по ипотеке, кредитам или займам. Эти меры применимы при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным у собственников не было иных жилых помещений, пригодных для проживания.

Если жилье признано аварийным и подлежащим сносу, то органы, вынесшие такие решения, должны вначале предъявить собственникам помещений требования о сносе в разумные сроки. Если владельцы квартир не произвели снос домов в установленные сроки, то земельные участки под ними подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, изъятию подлежит и каждое жилое помещение в указанных домах. После этого собственникам жилых помещений в таких домах направляются уведомления о решении об изъятии земельных участков. А вместе с ними – проекты соглашений об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Где посмотреть отчетность управляющих компаний?

Управляющие организации должны ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставлять собственникам отчеты о выполнении договоров за предыдущий год. Также все управляющие организации должны размещать данные отчеты в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Для их поиска необходимо нажать на вкладку «Реестры», затем перейти в реестр объектов жилищного фонда и заполнить поля для поиска дома по тому или иному адресу. Для просмотра подробной информации необходимо авторизоваться в системе: в правом верхнем углу сайта нужно нажать на кнопку «Войти».