Жительница Чечкино Фания Шарапова открыла в доме, где родилась и выросла, «Музей-усадьбу Имашевых». Необычному дому с железной крышей, расположенному на улице Заречной, уже больше 130 лет. Экспонатами музея, пока что не нанесенного на туристические карты, стали семейные реликвии и  старинные предметы быта. Все это удалось собрать под одной крышей общими усилиями односельчан…

Судьба муллы Хафиза Имашева

Живший больше ста лет назад купец Шарафутдин Имашев был человеком зажиточным. В родных Юртах Чечкинских его знали как владельца магазина и табуна лошадей. В упряжке он, бывало, возил в Тюмень и Тобольск пушнину, рыбу и ягоды. У Шарафутдина было пятеро сыновей, каждому из которых он мечтал построить по двухэтажному дому.

А пока на дворе стоял 1885 год. Его девятилетний сын Хафиз, оказавшийся в Ембаевском медресе, показывал удивительные успехи в учебе. Старания юного Имашева не раз ставил в пример другим ученикам попечитель учебного заведения Нигматулла-хаджи. Затем, следуя рекомендациям своих учителей, Хафиз поехал в Казань, чтобы поступить в медресе «Мухаммадия». В эту, основанную в конце XIX века, школу мечтали попасть на учебу мусульмане со всех уголков Российской империи.

В 1902 году Хафиз, которому исполнилось к тому времени 26 лет, женился. Своему сыну с хорошим образованием и приличным достатком Шарафутдин Юмашевич подобрал подходящую невесту – ей оказалась Райхана Баширова, дочь муллы Юрт Бехтеринских. Между Имашевыми и Башировыми, кроме крепких торговых связей, возникли и сильные семейные узы. Барий Баширов, отец Райхани, владел пристанью у Тобола, судами, магазином, а также занимался кожевенным делом.

Вскоре молодая семья с хорошим достатком стала жить в новом доме, который построил для сына Имашев-старший. Известно, что во владении у них было пятнадцать десятин земли с двухэтажным домом и надворными постройками. Для прокорма восьми лошадей и двенадцати коров сено косили еще на двадцати десятинах. С молотилкой, сенокосилкой и конными граблями содержать такое большое хозяйство было на порядок легче.

Спустя два десятилетия жизнь семьи кардинально переменилась. В 1928 году в Чечкино закрыли мечеть, а через год чекисты пришли домой к местному мулле. Их было трое: один из них объявил, что Имашевы оштрафованы на 800 рублей за недостаточную сдачу зерна государству. Конечно, таких денег у семьи не было. Тогда незваные гости предложили купить имущество семьи собравшимся односельчанам, на что получили отказ – нужных средств не было ни у кого. После этого сотрудники ОГПУ стали описывать дом вместе с находившимся внутри имуществом и надворными постройками.

После полной конфискации мулла Хафиз остался должен государству еще тринадцать рублей. Позже в документах запишут: «Имущественное положение после раскулачивания: бедняк, имеет 1 лошадь, 1 корову, больше совершенно ничего не имеется, находится по чужим квартирам». Дочь Хафиза Халида, которой было тогда десять лет, позже вспомнит: «Еще год мы жили в Чечкино. Летом собирали бруснику и везли на арбе в Тюмень. На вырученные за ягоды деньги мама покупала в городе черный ситец, из которого можно было шить одежду».

Однажды за муллой Хафизом вернулись – это произошло 2 апреля 1931 года. На этот раз их было двое. Чекисты поднялись на второй этаж дома, который семья к тому времени уже снимала. Мулле и его сыну Ахмаду, работавшему секретарем в сельсовете, было приказано немедленно собираться в дорогу. «Мне нужно бумаги сдать по работе», – попробовал было возразить Ахмад. «Без тебя сдадут», – услышал он грубость в ответ. Тем временем дочь Халида побежала к соседям, чтобы попросить в дорогу тулуп для отца. Этот долг перед односельчанами дочь муллы вернет потом сполна. Перед арестом Хафиз Имашев успел шепнуть ей главное: «Дочка, ты теперь старший ребенок в семье. Помогай во всем маме!».

До лета 1931-го семья оставалась в неведении относительно того, куда увезли Хафиза и Ахмада. Наконец пришла весточка о том, что они содержатся в здании Тюменского ОГПУ. Райхана тут же побежала к зырянам в Ивановку, чтобы добыть продуктов. Через пять дней она вернулась с мукой к своим детям – Халиде, Равилю и Сабите. Двумя котомками жители расплатились с ней за пошив тулупа и шубы. Оставив один мешочек своим детям, другой Райхана взяла с собой в дорогу – женщина отправилась в Тюмень к мужу и сыну.

В тюремных застенках у Хафиза Шарафутдиновича было лишь одно желание – хоть ненадолго увидеть, обнять и поцеловать своих детей. В следующую поездку с матерью приехала и маленькая Сабита, которой было тогда всего четыре года. По сохранившимся в семейном архиве воспоминаниям Хафиз бросился к решетке, отделявшей его от дочери. Внезапно малышке удалось пролезть через твердые прутья арматуры и ненадолго оказаться в объятиях своего папы. Вскоре на шум сбежались сотрудники ОГПУ.

Следствие по их делу длилось недолго. Девяносто лет назад, в июле 1931 года, «тройка» приговорила по 58-й статье тогдашнего УК РСФСР Хафиза и Ахмада Имашевых к десяти годам лишения свободы. «Врагов народа» отправили в разные лагеря, разлучив друг с другом. Отца – в Карлаг, находившийся неподалеку от Караганды: сюда ссылали ученых и религиозных деятелей. Сына этапировали на Дальний Восток.

Остальных членов семьи «врагов народа» в сентябре 1931 года выселили из Чечкино. До следующей весны Райхана Имашева вместе с детьми жила в бараке тюменского лесоперерабатывающего комбината «Красный Октябрь». Затем их посадили на поезд, шедший до станции Березники, а уже оттуда отправили вплавь на барже до Северного Урала. Имашевых ждала ссылка длиной в четырнадцать лет…

Самая младшая дочь Сабита не смогла перенести голод и болезни – ее похоронили на общем кладбище. 23 октября 1935 года ушел из жизни в бараке № 13 Карлага Хафиз Имашев. В своих последних письмах родным он писал, что его отпускают за территорию лагеря для чтения Корана местным казахам. Сын Равиль участвовал в Великой Отечественной войне и дошел до Берлина. Вернувшись с фронта, он добился освобождения постаревшей матери из ссылки. Самый старший сын Ахмед семнадцать лет скитался по лагерям. Что касается Халиды, то она сумела бежать из ссылки. Вернувшись в родное Чечкино, она обнаружила в фундаменте их старого дома Коран и другие книги с печатью отца…

***

Родословная моей собеседницы Фании Шараповой связана с судьбой другого сына купца Шарафутдина – Хайрутдина Имашева. Хотя о нем сегодня известно не так много. В том числе то, что отец построил для него двухэтажный дом, как и для брата Хафиза. Верхняя половина этого старинного здания досталась в 1960 году отцу Фании – Шамилю Имашеву – и ее собрали на новом месте.

Шамиля Сафиевича призвали на фронт в 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет. Участвуя в боях в составе подразделений Первого Украинского фронта, он получил ранение в руку, а выписавшись из госпиталя, стал учиться на санинструктора. В наградном листе к ордену «Красная звезда», который получил Шамиль Имашев, записано: «При прорыве обороны противника за рекой Висла вынес с поля боя 13 тяжело раненных бойцов и офицеров с оружием. При занятии и удержании плацдарма за рекой Одер вынес с поля боя 4 бойцов и офицеров и оказал при этом медпомощь 9 раненным бойцам». Во время последней операции Шамиль Сафиевич получил тяжелое ранение в правую руку и после лечения в госпитале был демобилизован.

«Отсутствие кисти правой руки не помешало папе в свое время выкрасть мою маму Хачию Ярмухаметову, – продолжает экскурсию по семейному дому-музею Фания Шамиловна. – Она, родившаяся в Карбанах, приехала в Чечкино в гости к своей сестре. Однажды, гуляя по селу, она прошла мимо окон дома, в котором жил отец. Конечно, поначалу мама плакала, но обычай есть обычай: если ты переночевала в доме жениха, значит должна выйти за него замуж». Затем последовали обряды знакомства и сватовства с родителями невесты. Шамиль и Хачия Имашевы вырастили и воспитали пятерых детей. Глав семьи вплоть до самой пенсии трудился управляющим Чечкинским отделением совхоза «Междуреченский».

***

Музей-усадьба в Чечкино позволил автору этих строк погрузиться в  отечественную историю сквозь призму судеб нескольких поколений семьи Имашевых. Открыв для посетителей двери уже нежилого дома, Фания Шарапова хочет сохранить в трех небольших комнатах истории из жизни сибиряков. Экскурсия сюда позволит многим читателям взглянуть по-новому на историю своих предков. Очередь за вами!

В руках Фании Шараповой – пиджак с наградами отца
Экспонаты дома-музея собирали всем селом
Элементы крестьянского быта ждут посетителей и во дворе дома
Музей-усадьба Имашевых ждет своих посетителей